"Активные формы работы на уроках русского языка"

Автор: Мусорина Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мегетская СОШ"
Населённый пункт: п. Мегет Ангарского района Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные формы работы на уроках русского языка"
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Активные формы обучения на уроках русского языка Под активностью в обучении русскому языку подразумевают интенсивность направленности школьника на учебную деятельность . От учителя этот дидактический принцип требует такой постановки процесса обучения, при котором учащийся становится субъектом познавательной деятельности, воспитывающей инициативность, самостоятельность в усвоении ЗУНов, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. В настоящее время активность в обучении понимается как «добывание» знаний, как исследования самого учащегося.
К активным методам и приемам можно

отнести следующие: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы

(сочинения и т.п.), виды языкового анализа с элементами исследования,

построение алгоритмов решения орфографических и грамматических задач,

работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование

(редактирование) написанного текста.
Степень активности учащихся может быть повышена путем усиления самостоятельности при выполнении обычных упражнений: диктантов, списывания с заданиями, грамматического разбора, орфографического комментария и др. В своей практике я стараюсь использовать как можно больше разных приемов, способствующих развитию активности на уроках. Вот некоторые из них.  В русском языке достаточно нелегких тем. Как правило, алгоритм правописания на уроках отрабатывается при выполнении готового упражнения. Задание
«Мой диктант»
предлагает другой способ освоения и закрепления различных правил.
Мой диктант
. «Ростислав Ростовщиков выращивал водоросли. Растения прорастали. Взращенные ростки давали прирост ежедневно. Выросшую поросль растениевод отправлял в Ростов, где подростки доращивали её до рослых растений...» Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на проверку правописания гласных «о», «а» в чередующихся корнях -рос-раст- ращ-. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание словарных слов».
Образное, эмоциональное вступление в этом задании по сути представляет собой образец варианта ответа, но данный образец не провоцирует участников на создание ответов по аналогии. Предложена образовательная среда, которая способствует созданию собственного образовательного продукта – словарного диктанта. И каким получится этот диктант, будет зависеть от желания сделать по- своему и творческих способностей каждого участника. Проблемы у школьников при выполнении этого задания связаны обычно с тем, что некоторые понимают задание совершенно буквально и сочиняют тексты про Ростислава или про водоросли, некоторые (их не так много, но они есть!) при составлении своего ответа используют уже готовые тексты из методических пособий, кто-то (и таких немало) при ответе ограничивается 1-2 предложениями. Непонимание требований к выполнению задания, недопонимание самого задания, боязнь отойти от образца и просто неумение по-новому взглянуть и оценить привычные вещи влияют на снижение качества ответов. Но подобные работы заставляют ребят активизировать весь свой словарный запас и умение найти то, что может слова, абсолютно разные по тематике, объединить в текст. 
Составление ребусов «Словарные слова».
Данный вид работы требует от ученика формулировать задание понятно для решающего, проявления творчества при составлении и оформлении ребуса. 
Работа на уроках в парах «учитель-ученик» с упражнением
. Сначала «учитель» контролирует выполнение задания, причем добивается полного объяснения «учеником» своих действий. Затем ученики меняются ролями и отрабатывают орфограмму на второй половине упражнения. 
Турнир знатоков темы «Знаешь ли ты?»
2 участника обмениваются репликами по заданной теме. Условие: каждый участник дает в реплике только одну информационную единицу. 
Положи в копилку.
Диктую несколько слов на определенное правило. Ученики должны определить орфограмму, найти слово (слова) с данной орфограммой в тексте домашнего упражнения, дописать 3-4 своими примерами продиктованный ряд и доказать свой выбор графически. 
Орфографическое правило объясните разными способами
. Данное задание требует от обучающихся применить знания не только морфемного состава, но и лексических значений слов. Какое слово лишнее? 1) вырос, роспуск, заросли, подросли
2) растапливать, растениевод, возраст, подрасти 3) наслаждение, предложение, разложить, подлог Ответы учеников: «В 1-ой группе лишнее слово «роспуск», т.к. остальные слова – однокоренные; в слове «роспуск» рос- является приставкой, в остальных словах –рос- корень.» «Во 2-ой группе лишнее слово «растапливать» , т.к. В остальных словах корень – раст-, а здесь приставка рас-, а буква Т относится к корню –тапл-. И слово не соответствует по лексическому значению всем остальным». «В 3-ей группе слово «наслаждение» лишнее, т.к. все остальные слова даны на правило «чередование корней –лаг-лож-»  Как правильно? При
мир
ить или при
мер
ить? Сначала, конечно, кто-то поспешит назвать «верный» вариант, но надо отдать детям должное, они очень быстро в подобных вопросах начинают ориентироваться и выдавать оба варианта в контексте: «Сначала я примирил друзей, а потом уже примерил костюм».  Также при проверке домашнего упражнения даю следующие задания: сделать орфографический анализ текста: «Какие орфограммы вы применяли, выполняя домашнюю работу?» Ученик должен не только назвать слово с встретившейся орфограммой, но и классифицировать её. «Объясните письменно постановку знаков препинания в каждом предложении». Выполняя это задание, ученик должен вспомнить каждое пунктуационное правило. Суметь сформулировать и объяснить его на примере конкретного предложения. Большой популярностью среди учеников пользуется задание
«Проверь себя

сам»
. Ученики наговаривают на диктофоны тот теоретический материал, который изучается (спряжения глаголов, окончания глаголов, чередующиеся корни и т. п.), а затем по ключам проверяют себя
.
Сами анализируют свой ответ: что получилось, на что нужно обратить внимание, как улучшить свой ответ; или же это делают их одноклассники, выступающие при прослушивании экспертами. Как видим, сама жизнь требует изменить направление деятельности учителя: от принципа дать знания нужно работать по принципу научить получать необходимые знания и умения. Надо детей учить знаниям, умениям и навыкам находить нужную удочку, умению создать ее из подручных материалов, готовности поймать рыбу и научить на своем опыте других, как это делать. Все
вышеперечисленные формы работы учат ребят применять свои знания нестандартно, обогащают активный и потенциальный словарный запас, что, несомненно, поможет в усвоении других учебных предметов.