Технологическая карта занятия по вокалу "Вместе весело шагать"

Автор: Шустова Оксана Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Хасынский Центр детского творчества"
Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта занятия по вокалу "Вместе весело шагать"
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шустова О.Ю. Технологическая карта занятия по вокалу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности


вокальной студии «Музыкальная

карусель»
Возраст обучающихся: 7-9 лет Тема занятия: «Вместе весело шагать» Цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокальной студии «Музыкальная карусель» в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле. Задачи: Образовательные:  Познакомить с новым для учащихся понятием «Хор» и «Дикция»;  Продолжить работу по освоению вокальной техники в движении, формирование вокального дыхания, осанки, дикционных приемов.  Формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;  Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Развивающие:  Развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальной памяти, внимания;  Развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;  Развитие умения слушать и слышать, доверять друг, другу исполняя песенный репертуар; Воспитывающие:  Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;  Пробуждать интерес к занятиям вокалом.  Формирование чувства ответственности, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;  Формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися. Тип занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания. Форма организации учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядный , практический показ, демонстрация), словесный (объяснение, беседа), практический. Проблемные вопросы, визуальные технологии. Методы мотивации и стимулирования: игровые, поощрения, методы эмоционального стимулирования. Методы контроля и коррекции: рефлексия. Средства обучения: музыкальный инструмент (баян), компьютер, микрофоны, фонограммы (-1) песен, «карточки настроения». Материалы УМК: программа, учебно-дидактический материал, технические средства обучения – микрофоны, подборка музыкального материала – фонограммы (-1) песен «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Аким, «Вместе весело шагать» муз. И. Шаинский, сл. М. Матусовский, «Зеленые ботинки» муз. А. Журбина, сл. И. Резника. Ноты песни-игры «Разные ребята». Время занятия: 40 минут. Этапы занятия Вре мя, мин Деятельность педагога Деятельность учащихся Методы обучения Формы обучени я Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно- методическое обеспечение Организа ционный 1 мин. Здравствуйте ребята, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу на тему «Вместе весело шагать». Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит хорошее настроение нашим гостям. Приветствуют друг друга, педагога и гостей занятия. Словесный (объяснени е) Группов ая Учащиеся настроятся на занятие.
Я рада видеть вас на занятии по вокалу. Провероч ный 1 мин. - Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку, заниматься вокальными упражнениями. Для этого мы проведем специальную настройку. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно. • Мы готовы к работе на занятии по вокалу. • У нас хорошее настроение. • Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни. Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните. Выдохните и приготовьтесь работать на занятии. Настраиваются на восприятие Словесный (объяснени е, беседа) Группов ая Учащиеся научатся с помощью учителя снимать излишнее эмоциональное напряжение перед занятием. Подготов ительный (подготов ка к новому содержан 6 мин. - Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре. Отвечают на вопросы, выполняют практические задания. Словесный (беседа, объяснение ), практическ ий, поощрение Коллект ивная Упражнения на развитие дыхания, дикции разогреют артикуляционнные мышцы. Будут способствовать формированию Баян.
ию) - Вспомните и расскажите, ребята, чем вы занимались на прошлом занятии по вокалу? - Тема нашего занятия «Вместе весело шагать». Сегодня мы продолжим работу над песней «Песенка друзей». - Наши занятия по вокалу всегда начинаются с упражнений на дыхание. Для чего нужны дыхательные упражнения? - Как нужно правильно брать дыхание? Упражнения «Добрая свечка», - Выполняли дыхательные упражнения, распевались, начали разучивать песню о дружбе). - Во время пения большое значение имеет наше дыхание. Если перед началом пения не взять дыхание, то звук не прозвучит, так как надо. - Не поднимая плечи, набирая воздух в животик. . навыка правильного дыхания. Упражнение «Елочка»- прием самомассажа, будет способствовать снятию «зажима». Будут способствовать развитию координации и речи, а также сплочению коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно. Учащиеся познакомятся с новым для термином «дикция».
«Упрямая свечка», «Комарик», «Кошечка». Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка». - Во время исполнения песен настоящий артист всегда улыбается. Давайте поможем появиться улыбке на наших лицах. Сделаем упражнение «Елочка». Упражнение «Елочка». - Продолжим наше занятие с упражнений на распевание. Ребята, а может не нужно распеваться? Исполнение попевки «Андрей-воробей». - Андрей-воробей это скороговорка. Зачем поют песенки – скороговорки? Вы правы, ребята. Умение четко выговаривать слова Учащиеся выполняют упражнения - Распеваться на каждом занятии нужно обязательно, так как распевка - это «зарядка» для голоса. Чтобы хорошо выговаривать слова.
песен называется – дикцией. Это новое слово для вас, повторим его вслух по взмаху моей руки. -Давайте поможем ротику отчетливо произносить слова в попевки. Подставьте ладошку под подбородок, при правильном произношении нижняя челюсть должна касаться ладошки. Попевка «Едет, едет паровоз» Муз. Г. Эрнесакса, сл. С. Эрнесакса. Попевка «Мамочка моя». - Пойте выразительно, округляйте мышцы рта при пропевании гласных (а). - Молодцы, ребята. Вы распевались, дышали и теперь готовы исполнять песни. Учащиеся произносят вслух слово «дикция». Усвоение новых знаний и способов действий 9 мин. Звучит фрагмент фонограммы песни «Вместе весело шагать». -Ребята, вы узнали эту мелодию? Как называется эта песня? - Вы правы ребята. Давайте исполним эту песню. - Вместе весело шагать. Эту песню мы учили в прошлом году. Практичес кий, аудиовизуа льный метод, метод игры, поощрения Группов ая Вспомнят и исполнят ранее выученную песню «Веселый ветер». Познакомятся с новым термином «Хор». Учащиеся в игровой форме убедятся, что для Фонограмма (-1) песни «Вместе весело шагать» муз. И. Шаинский, сл. М. Матусовский Ноты песни- игры «Разные
Исполнение -Молодцы, ребята! - О чем эта песня? - Конечно. Если делать все вместе, то некогда будет ссорится. А для чего вам на занятиях по вокалу нужно жить дружно? Что мы делаем вместе на занятиях? - Правильно. Я предлагаю вам посмотреть серию из занимательного фильма «Шишкина школа» (ЗАО «ТРК Мироздание» 2012). Просмотр – 5 минут. - Какое новое слово вы узнали сегодня? (Хор). А может вокалистам совсем не обязательно дружить в хоре? (ответы детей). - Хор состоит из разных ребят. Все в хоре друг друга слушают. Между звуками возникает дружба и согласие как между детьми. -Давайте докажем, что дружба в хоре очень важна. Споем Исполняют песню «Вместе весело шагать». - О дружбе. - Поем. Просмотр серии «Хор». . Практичес кий. исполнения песни очень важно испытывать чувства единения и дружбы. В процессе проведения учебно- дидактической игры «Разные ребята» дети применят теоретические знания в исполнительской практике. Данная игра будет способствовать развития гармонического слуха, умению слышать товарищ, а также будет способствовать сплочению коллектива. ребята».
попевку «Разные ребята». У каждой группы своя мелодия, но чтобы попевка прозвучала красиво, нужно стараться слушать друг друга. Для этого, чтобы лучше друг друга слышать приложите к ушкам кисти рук. Кисти рук должны быть повернуты ладошками наружу. -Как называется этот прием? - Ребята. Ответьте, какой прием мы используем в работе над песней, чтобы лучше и правильнее петь. Он помогает себя услышать. Исполнение попевки «Разные ребята». - Это непростое задание, но вы справились с ним на отлично. Молодцы! - Уши назад. - Ракушка. Приемы работы над песней «Уши назад», «Ракушка». Поощрения . Первична я проверка понимани я изученно го 3 мин. - Ссоры бывают у всех, согласны? -Ссорятся многие, по-разному. Совсем плохо - драка, война. Грубые слова. Да и в тихих ссорах, тоже нет ничего хорошего. Это когда не дерутся, не грубят, но Отвечают на вопросы. Словесные (объяснени е, беседа). Группов ая, Индиви дуальна я. Используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в школе, детском саду учащиеся приходят к выводу о важности Фонограмма минус голос, музыкальный центр, ноты.
сердятся, не разговаривают, не играют вместе. -Из-за чего бывают ссоры? -Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо. Спокойно говоришь, вряд ли дело дойдет до ссоры. Но если она случилась, как же помириться? Есть правила. Которые помогают жить мирно. Может кто-то их уже знает? - Соблюдайте правила поведения. - Не смейтесь над товарищами. - Уступай. - Не злись на тех, кто делает что-то лучше, чем ты (не завидуй). Проговорим по взмаху моей руки вслух каждое из правил. - Кто знает «мирилки», умеет мириться и умеет мирить других? (ответы детей). - Послушайте мою «мирилку». Давайте ссориться не будем никогда, пусть будет мир у нас здесь раз и навсегда! Проговаривают вслух по взмаху руки педагога правила. уважения и дружбы. Находят способы решения конфликтных ситуаций. Выучат новую «Мирилку».
Закрепле ние новых знаний, способов действий и их применен ие 9 мин. - На прошлом занятии мы познакомились с песней о дружбе. Как она называется? - Давайте продолжим работать над ней. Четко и ясно выговаривайте каждое слово. Не забывайте о правильном дыхании. - Молодцы, ребята, вы очень старались. А теперь мы поиграем в музыкальную игру «Музыкальный светофор» Когда я покажу карточку зеленого цвета, вы должны петь громко, желтого петь в полголоса, а если красную, то молчать. - Песенка друзей. Поют вместе с педагогом. Наглядный (практичес кий показ), метод игры. Метод игры. Группов ая Учащиеся продолжат работу над песней «Песенка друзей». Игра «Музыкальный светофор» в игровой форме будет способствовать развитию исполнительских навыков в ансамбле. Баян, фонограмма (-1) песни «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Аким музыкальный центр, ноты. Карточки трех цветов (красная, зеленая, желтая). Игра «Музыкальный светофор».
Обобщен ие и системат изация знаний 6 мин. Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая так полюбилась вам. Исполнение песни «Зеленые ботинки». Следите за слаженностью звучания голосов в хоре. Поют и участвуют в игре Практичес кий Группов ая В процессе исполнения полюбившейся песни решается задача развития координации движений и вокала, проживанию сюжета, эмоциональному отклику учащихся. Ноты и фонограмма (-1) песни «Зеленые ботинки» муз. А. Журбина, сл. И. Резника. Контроль ный 1 мин
.
- Спасибо, молодцы ребята. Как же весело у вас прозвучали песни. А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия. Тема нашего занятия «Вместе весело шагать». - Почему вам удалось так хорошо и весело исполнить песни? Отвечают на вопросы педагога Словесный (беседа). Индиви дуальна я Выразят свое мнение и отношение к занятию. Итоговый 1 мин. - Нужна ли дружба в нашем группе «Бусинки»? Дружный ли коллектив у нас? - Если мы будем дружить, то наше хорошее настроение, умение дружить передастся и нашим зрителям. Высказывают свое мнение. Словесный . Методы Мотивации и стимулиро вания Коллект ивная, индивид уальная. Выразят свое мнение и отношение к занятию. Рефлекси 2 мин. - Мы вместе с вами провели целое занятие, и нам действительно вместе было Учащиеся отвечают на вопросы Методы контроля и коррекции: Индиви дуальна я Самооценка детьми своей работоспособности и Карточки эмоционального состояния.
вный интересно. С помощью картинок передайте свое настроение от прошедшего занятия. Прикрепляют картинки разного цвета к доске в соответствии со своим отношением к занятию. рефлексия. своего психологического состояния. Информа ционный 1 мин. Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Погладьте себя по головке, вы молодцы! Спасибо всем До новых встреч! Благодарят гостей за внимание, гладят себя по голове, ставят на место стульчики, прощаются. Методы Мотивации и стимулиро вания Коллект ивная Бережное, внимательное отношение друг к другу. Учащиеся продолжат в дальнейшем посещать вокальную студию.