"Влияние русских народных сказок о животных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Автор: Полякова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №85"
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние русских народных сказок о животных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности (игровой, трудовой, бытовой, учебной) и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как сказки. Среди этих сокровищ литературного творчества сказки о животных занимают особое место. Сказки о животных не велики по размеру, просты, близки и понятны малышам по содержанию. В сказках о животных действия происходят ярко, живо и эмоционально. Сюжет развивается быстро, а композиция немногосложная. Огромную роль в этих сказках играет многократное повторение одного и того же эпизода («Заюшкина избушка», «Теремок»). Эти повторения придают сказке особую ясность и способствуют быстрому запоминанию ее детьми. В методике развития речи младшего дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей (Н.В.Гавриш, М.Г.Курганова, Е.М.Струнина, О.С.Ушакова и другие). Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития речи детей. Это обусловило актуальность нашего исследования, направленного на изучение влияния русских народных сказок о животных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента был проведен на базе МБДОУ «Детский сад №85» г.Орла и состояла из 5 серий заданий на выявление уровня развития словарного запаса детей (видовые и родовые понятия одежда, посуда), уровня развития грамматического строя речи, связной речи и интонационной выразительности речи. Все подобранные задания были составлены на материале известных ребятам сказок («Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка»). При составлении диагностических заданий учитывали возраст дошкольников, поэтому задания предлагали с использованием не только сюжетов сказок, но и иллюстративного материала. Результаты обследования показали, что в целом все испытуемые правильно поняли содержание сказки, сюжетно-смысловые ситуации, показанные в тексте. Однако ответы
отличаются степенью их распространенности. Сложнее всего младшим дошкольникам было ответить на вопрос, почему дедушка и бабушка называли Машу умницей, т. к. ответ предполагал не только воспроизведение сюжета, но и размышления детей. Словарный запас у детей выше среднего уровня. Испытуемые знают и используют в речи названия предметов одежды, названия диких и домашних животных. Однако обобщающие понятия знают и называют меньше половины детей. По результатам выполнения заданий можно констатировать, что дети младшие дошкольники умеют соотносить глаголы с действиями, которые они обозначают, и с субъектом, который эти действия производит; умеют подбирать прилагательные к существительным. Было выявлено, что большая часть детей умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и существительные множественного числа, правильно образовывают существительные в родительном падеже. Уровень развития связной речи у детей разнообразный. Так, третья часть от общего количества младших дошкольников смогли самостоятельно, соблюдая последовательность событий пересказать сказку «Маша и медведь». Остальные ребята пересказывали сказку с помощью взрослого. Самым сложным для детей оказалось задание на использование средств интонационной выразительности при произнесении фраз от лица героев сказок. С этим заданием справились лишь некоторые дошкольники. Таким образом, данные экспериментального исследования позволяют говорить о необходимости проведения работы по совершенствованию разных сторон речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками. Перспективы дальней работы мы видим в следующем: создать и апробировать на практике комплекс мероприятий по развитию речи детей младшей группы в процессе ознакомления с русскими народными сказками, который будет включать: непосредственно образовательную деятельность с детьми по чтению художественной литературы; дидактические игры и упражнения по развитию разных сторон речи на материале русских народных сказок; беседы с детьми и т.д.; наметить пути взаимосвязи деятельности воспитателей и родителей; выявить педагогические условия, способствующие эффективному развитию речи детей в процессе ознакомления с русскими народными сказками.