Урок литературы в 5 классе "Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму"

Автор: Андреева Вера Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области
Населённый пункт: село Каспля
Наименование материала: конспект
Тема: Урок литературы в 5 классе "Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму"
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Технологическая карта урока литературы в условиях реализации ФГОС
«
Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» (5 класс)

Тип

урока

:
анализ художественного произведения в условиях реализации ФГОС
Форма

урока

:
педагогическая мастерская .
Методы

:
проблемно-поисковый , метод самостоятельной работы с текстом, диалогический
Цели урока:

Предметные УУД:

Ι.

Образовательные
: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о жизни и судьбе героя произведения на основе сопоставления событий сюжета; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие:
развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:
воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД
: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
2 
познавательные УУД:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного, овладеть навыками анализа и интерпретации. 
коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Приемы:
диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн
Оборудование

:
 ПК с CD- музыкальным сопровождением .
Структура

урока

:

1)
Организационный этап .
2)
Актуализация знаний - индуктор
3)
Постановка учебной задачи .
4)
Создание творческого продукта.
5)
Социализация. (Афиширование результатов, чтение примеров вслух). .
6)
Физ . минутка .
7)
Промежуточная рефлексия.
8)
Обновление созданного (психологический комментарий).
9)
Итоговая социализация. Игра «Мы психологи
».
10) Итоговая рефлексия
.
Информация о домашнем задании ( комментирование ), выставление оценок за урок .
3
Ход

урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Принципы

системно

-

деятельностного

подхода

,

формируемые

УУД

.

1.

Организационный

момент

,

мотивация

к

учебной

деятельности

(1

минута

).
Приветственное слово учителя ( на фоне музыкального фрагмента Г . Свиридова « Зимняя дорога » - « Метель »): - Добрый день , ребята . Давайте построим замкнутую линию дружбы , такое сцепление рук , чтобы каждый вошёл в общую цепочку . Вот теперь , когда у нас получилось такое единство дружбы , наверное , мы сможем работать дружно , сообща , активно и плодотворно . Приветствие учащихся . Принцип психологической комфортности . УУД : личностные , коммуникативные . Цель – создание доброжелательной атмосферы , мотивация на учёбу , создание ситуации успеха .
2.

Актуализация

знаний

(Индуктор)
- Ребята , сегодня мы продолжим работу по анализу рассказа И . С . Тургенева « Муму ». - Мы часто слышим слова «Человек тяжёлой судьбы»… Ответьте на вопрос: какого человека мы так называем? Какие причины в жизни человека могут свидетельствовать о такой доле? (Вероятные ответы: человек несчастен/неудачлив по жизни; у него встречается много Ответы на проблемный вопрос Принцип деятельности . УУД : регулятивные ( проблемная подача учебного материала ).
4
Целеполагание

3. Постановка

учебной задачи.

(1минута)
препятствий на пути; он болен…) Вы , конечно , понимаете , что этот вопрос я задала не случайно . Позади прочтение рассказа И.С.Тургенева. Вы знаете всё, что произошло с главным героем - Герасимом. Наша задача – понять, какой была жизнь героя. -Как вы думаете, что необходимо делать нам на уроке , чтобы ответить на этот вопрос? (ОПРОС обучающихся ) Вероятные ответы – нужно проанализировать все события жизни Герасима, найти в тексте фрагменты, которые отражают внутреннее состояние героя. Хочу оговорить, сегодня мы должны стать психологами, то есть стать внимательными к тексту, способными почувствовать ту ситуацию, которая сложилась в определённом эпизоде рассказа, и прокомментировать её. Формулировка целей урока Принцип целостности . УУД : познавательные , регулятивные ( самостоятельное формулирование цели и задач , планирование , прогнозирование ) ЦЕЛЬ : создать проблемную ситуацию , спрогнозировать предстоящую деятельность .
5
4 этап. Создание

творческого продукта

5 этап.

Социализация.

(Афиширование

результатов,

чтение примеров

вслух).

6.

Физ

.

минутка
Переходим к выполнению задания в парах: исходя из определённого фрагмента текста, перечислите все беды и несчастья Герасима на бумаге (10 минут на выполнение письменного задания); проверим , кому из вас удастся найти больше таких моментов в жизни Герасима, когда ему становилось трудно… ( Форма работы – заполнение таблицы примеров в 2 столбца: примеры из рассказа , где Герасиму приходилось нелегко, записывается в 1 колонку, другую пока не используем )
Приложение 1.
(Прослушивание работ, выполненных учениками в паре, попутный комментарий учителя ( возможно, оценка в устных номинациях «Самое внимательное чтение» и т.д.) Выполним дыхательную гимнастику с подключением опорно-двигательного аппарата. Работа в парах , с текстом . Поиск информации . Заполнение таблицы . Чтение выписанных фрагментов . Выполнение комплекса упражнений . Принцип деятельности . УУД : коммуникативные , познавательные , регулятивные ( развитие внимания учащихся , монологической речи ; создание благоприятной атмосферы заинтересованности ; работа над формированием логических умений : анализ , сравнение , обобщение , построение цепочек рассуждений ).
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов, восприятие чужого текста; формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование собственной точки зрения; владение монологической речью, приёмами устного анализа.
6
7 этап.

Промежуточная

рефлексия.

8

этап. Обновление

созданного

(психологический

комментарий)

Как происходящее с Герасимом

характеризует его ?

Составим кластер.

(
Приложение 2) Теперь, когда мы видим, какие страдания причинили глухонемому Герасиму боль, попробуем порассуждать, Герасим – несчастная душа, терпеливо выносящая все удары судьбы , или добрая душа, которая не гнётся под напором зла…?
(Опрос устный – рассуждение –

напр., «Герасим – несчастный

человек…» или «

Герасим – добрая душа…»).
Попробуем объяснить (дать комментарий) каждой записанной ситуации с Герасимом. Текст делится по сюжету (1. Герасим в доме барыни до отъезда Татьяны. 2. Герасим приютил Муму) и составляется комментарий психологического состояния Герасима в определенной сюжетной части. (
Приложение 1)
Участие в составлении кластера , по строение устного высказывания с опорой на текст, формулирование собственной точки зрения по проблеме. Работа с текстом , заполнение таблицы , создание письменного ответа - первичного анализа психологического состояния героя .
Коммуникативные УУД:
Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Познавательные

УУД

:
Владение навыками анализа и интерпретации текста .
7
9

этап

итоговая

социализация

Игра «Мы

психологи».

10.Домашнее задание.
Работа делит класс на 2 группы, ЭКСПЕРТЫ и ВЫСТУПАЮЩИЕ. Прослушаем все комментарии , отражающие его душевное состояние в выписанных фрагментах. Варианты обращения к классу : «Как вы прокомментировали первую ситуацию в жизни Герасима?…» (оценка в номинациях «Самый удачный комментарий психолога», « Самый незаурядный комментарий») Домашнее задание - попробуем написать маленькое эссе/ сочинение – миниатюру по заданному началу : «Я считаю Герасима человеком тяжёлой судьбы, потому что…» или «Герасим – человек тяжёлой судьбы, но…». Каждый ученик выберет тот вопрос, который ближе его пониманию. (Кроме того, выбранный вид сочинения поможет учителю Устное выступление , оценка выступающего . Анализ и сравнение собственных результатов с комментариями своих товарищей . Выбор темы эссе. Осмысление собственной точки зрения
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов, восприятие чужого текста; формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование собственной точки зрения; владение монологической речью, приёмами устного анализа
Коммуникативные УУД:
Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
8
11. Последний этап:

рефлексия.
проанализировать способ мышления ученика.) Вариант финала урока –сочинение синквейна:
Судьба(Герасима)

Нелёгкая, беспросветная.

Лишает, не радует, преподносит.

Обрекает на жизнь без любви.

Крепостное право.
Сочинение синквейна Регулятивные УУД: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию