"Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся высокой художественной культуры".

Автор: Петрова Ольга Валерьяновна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся высокой художественной культуры".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся

высокой художественной культуры
Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. В настоящее время изменилось отношение к народной музыке, поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора. Это особенно заметно в сельских школах, где в школах, детских домах творчества чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется и на уроках музыки.

Используя фольклор, учитель воспитывает музыкально чувства у

учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя,

исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
На протяжении всей истории музыкального воспитания вырабатывались методические принципы, позволяющие включать элементы народного творчества в содержание музыкальных занятий. В результате можно проследить два основных направления. Одно – ознакомление с фольклором через обработки народных песен и наигрышей, а также авторскую музыку, основанную на фольклорном материале. Другое – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. В настоящее время в практике музыкально-эстетического воспитания в школе существует тенденция самостоятельного выбора репертуара с включением образцов народного творчества, поскольку на этнических территориях существуют свои национальные традиции. Музыкально-эстетическое воспитание средствами народного творчества наиболее полно реализуется в художественно-творческой деятельности. Существует несколько рекомендаций по использованию музыкального фольклора на уроках: а) В музыке разных народов существует «интонационное общее», что делает музыку универсальным средством общения и передачи опыта поколений (данное утверждение базируется на трудах Д. Б. Кабалевского, В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр). б) Произведения детского музыкального фольклора развивают детский голос в его естественной природной позиции, укрепляют его, подготавливают к исполнению более сложных произведений (Г. М. Науменко). в) Применение разнообразных видов художественно-творческой деятельности (пение, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, вышивание и др.) способствует «освоению» художественной культуры родного края. г) Для решения проблемы творческого обучения необходимость соблюдения двух ее ключевых позиций: - отношение к школьнику как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений; - создание на уроке атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком». 2. Главным критериями для отбора музыкального материала и форм работы должны быть увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний детьми, что воплощает в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень). 3. Разрешение противоречий между непосредственным и опосредованным познанием фольклорного произведения – обычно предлагается учащимся в фиксированном виде (нотная запись, звуко - и видеозапись, кино). Противоречие обостряется еще и тем, что обучение в
школе осуществляется на основе традиций письменной культуры, тогда как в данном случаи необходимы навыки освоения традиций устной культуры. Способы разрешения этих и других противоречий находятся в максимальном приближение к фольклору, в изучении его традиций, в обращении к аутентичным образцам. 4. Синкретичность фольклора, как вида искусства, представлена в единстве основных видов музыкальной деятельности. Это активные формы: пение, речевые упражнения, игра на музыкальных инструментах, инсценировки, движение. В вокальных произведениях определенное внимание уделялось слову, умению адекватно прочитывать текст и подбору соответствующих его художественному смыслу движений. 5. Исходя из принципа школьной программы «Музыка» Кабалевского и необходимо ставить задачу обучения школьников особой, народной манере пения. По своей природе музыкальная ткань, содержание, характер, звуковая сфера уже несут в себе информацию о стиле исполнения, отступление от которого может исказить смысл произведения. 6. Учитывая ярко выраженный интерес детей к музыкальным инструментам, необходимо сделать акцент на работе с ними, на их изготовлении. Рекомендации дают возможность педагогу включить процесс всех детей, благодаря им педагог сможет разучить концертный номер за две десятиминутные репетиции. 7. Необходимым сочетанием эффективного музыкально-эстетического воспитания средствами традиций народного творчества является две формы обучения. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача новому поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи дополнительной формой обучения, является действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. В связи с этим в методических рекомендациях отразился отбор упражнений, игр, способствующих воспитанию музыкально-эстетической культуры школьников средствами традиций народного творчества, а именно: 1) музыкальный репертуар; 2) речевые упражнения; 3) ритмико-двигательные элементы; 4) игровые приемы: 5)музыкальные моменты на других уроках; 6) варианты домашних заданий; 7) формы работы с родителями. Прежде всего на уроках музыки следует провести психологическую подготовку детей. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры.
Поэтому необходим процесс психологической подготовки, с помощью которого необходимо перестроить стереотип музыкального мышления, для чего на уроках музыки следует проводить беседы лекции с доходчивыми и понятными для детей рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи с бытом, трудом, жизнью крестьян; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Можно прочитать рассказы русских писателей, где говорится о народных песнях, например известный рассказ Тургенева «Певцы», а также статьи о народной музыке из специальной литературы. Особенно большую помощь педагогу могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма образовательной работы повышает уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждает интерес к ней. Сейчас в России создается большое количество фольклорных хоровых коллективов. Они возникают в городах и селах, в местах с сохранившимися местными песенными традициями и там, где уже произошло влияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и разные цели. Идет поиск преодоления разрыва между традиционным песенным искусством и современным исполнительством или отсутствием такого.