"Предшкольная подготовка".

Автор: Зыкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 7 имени Героя РФ М.В.Ревенко
Населённый пункт: Ростовская область г.Волгодонск
Наименование материала: программа
Тема: "Предшкольная подготовка".
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2006 - 2011 г. является повышение доступности образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации 2- х месячной подготовки детей 6-7 лет на базе общеобразовательных школ. Деятельность этих занятий направлена на помощь в адаптации к школе детей, идущих в 1 класс.
1. Пояснительная записка.
Необходимость предшкольной подготовки на базе МОУ СОШ №7 была обусловлена высоким процентом детей, неготовых к школьному обучению. Правовую основу организации предшкольной подготовки составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97., Устав муниципального образования. На основе этих документов в 2010-2011 учебном году в школе будет вестись работа по предшкольной подготовке для детей 6-6,6-7 лет. Прием детей будет осуществляться по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка. Для работы подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей (кабинет №). Количество детей в группе: от 15 до 20 . Работу с детьми осуществляют опытные педагоги:
2. Режим работы
Предшкольная подготовка ведется 1 раз в неделю, по субботам 2 месяца – март, апрель. Дети посещают школу с 9.00 до 11.00 часов. Режим работы включает: 9.00 – 9.30 – первое занятие.
10.00 –10.30 – второе занятие. 9.30-10.00, 10.30-11.00-игровая деятельность
3. Цели предшкольной подготовки детей
1. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей с разным уровнем подготовки. 2. Формирование готовности детей к школьному обучению. 3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка. 4. Сохранение и укрепление здоровья детей. 5. Развитие эстетической культуры детей.
4. Особенности образовательного процесса предшкольной подготовки
 Комплексность содержания предшкольного образования, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;  Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;  Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;  Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.
5. Методические рекомендации к проведению занятий
Чтобы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течение 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки, и работа в тетрадях, 5 минут на физминутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях ,сопровождаемых объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. 5 минут - закрепление пройденного материала через игру. Вся образовательная программа работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал и адаптировались в новой среде.
6. Программно-методическое обеспечение работы по предшкольной подготовке.
Образовательный процесс строится на основе комплексной программе “Школа-2100” . При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МО и НРФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.
Образовательная программа “Школа-2100” состоит из авторских программ: - “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей 5- 6 лет) (авторы - Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина). - “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова). - “Синтез искусств” (авторы - О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва). Материалы для занятий берутся выборочно из этих программ. Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе “Школа-2100” заключается в том, что оно строится по принципу “минимакса”, т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет сохранить целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Программа “Школа-2100” даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
7. Примерный план предшкольной подготовки

(на основе программы “Школа 2100”)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1занятие
.Знакомство с тетрадью. Узкая и широкая строка.
2 занятие
2.Прямые и наклонные линии.
3 занятие
3.Элементы букв.
4 занятие
4.Звук. Буква. Слово. Вид занятия В неделю Обучение грамоте Математика Логические игры 4 4 8

МАТЕМАТИКА

1 занятие

Клетка. Сверху, снизу.

2 занятие

Клетка. Справа, слева.

3 занятие.

Число и цифра.

4 занятие

Счет предметов.

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1 .Мои волшебные пальчики.

2. Раз словечко, два словечко. Учимся строить предложения.

3. Волшебный мешочек.

4. Овощи и фрукты.

5 .Времена года. Мир растений.

6. Кто это, что это.

7 Какой, какая, какое , какие…Моя семья.

8 .Животный мир.

8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования. Обследование детей целесообразно проводить трижды. Первый раз – в сентябре, после 15 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз – в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы
оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.
9. Результаты работы группы предшкольной подготовки
Оценка результативности работы включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми . Полученные данные убеждают в том, что эта работа необходима.
10. Выводы

Проблемы существуют
Проблема в организации предшкольной подготовки в том, что нет ГМОС по данному направлению.
11. Перспективы дальнейшей работы группы предшкольной подготовки
В 2010-2011 учебном году планируется: 1. Набрать детей 6 -7 лет не менее 50 человек. 2. Продолжать занятия по нашей программе. 3. Отслеживать индивидуальные возможности детей, через три этапа диагностики. 4 Отслеживать дальнейшие успехи детей в начальной школе, проводить диагностику адаптации этих детей к школе и учебным достижениям. 8. Активно работать с родителями по совместной работе в достижении положительного результата всестороннего развития детей 6-7лет. С помощью родителей первоклассников отслеживать преемственность.
Литература
1. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1997. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи для детей 4-5 лет (ч. 1, 2), по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4). 3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1, 2). 4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3). 5. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.
6. Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. – М., 1995. 7. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. 8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991. 9. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994. 10. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993. 11. Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996. 12. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1996. 13. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации. 14. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., 1991. 15. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978. 16. Жукова Н.С. Домашний букварь. -Екатеринбург, 1998 17. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. 18. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997. 19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985. 20. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001. 21. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988. 22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. 23. Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4. 24. З.И. Курцева. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской). 25. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь. Пособие для логопедов, родителей и детей. - М., 1998. 26. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3). 27. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.
28. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978. 29. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995. 30. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.,1997. 31. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959. 32. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994.