"Преемственность в работе начального и дошкольного образования"

Автор: Трегубова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Максимовка"
Населённый пункт: Базарно-Карабулакского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность в работе начального и дошкольного образования"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Преемственность в работе начального и дошкольного образования.
Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребенка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс. Воспитатели организовали свою работу на основе знаний о содержании школьного образования, его средствах, требованиях и т.д. Такой подход приводит к тому, что во многих дошкольных учреждениях: - проводится форсированная подготовка детей к школе, что неизбежно увеличивает количество обязательных занятий и ведет к перегрузке детей; - игнорируются сенситивные периоды в развитии детей, роль возрастных новообразований, роль ведущей, игровой деятельности, вытесняется художественная творческая деятельность; - содержание знаний по математике, обучению грамоте из школьной программы перемещается в детские сады; - воспитатели ДОУ увлекаются школьными вербальными методами обучения, контролируют не развитие детей, а усвоение ими знаний; Современный подход к проблеме преемственности заметно отличается от традиционного подхода. Следовательно, есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами: - во-первых, эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение обучения на оптимистической гипотезе; - во-вторых, деятельный компонент – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные связи для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода; - в-третьих, содержательный компонент – правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе; - в-четвертых, коммуникативный компонент – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.
Таким образом, современные подходы преемственности направлены на формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребенка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровы.