"Новые подходы в работе классного руководителя в условиях ФГОС"

Автор: Сотникова Элеонора Сергеевна
Должность: учитель биологии, руководитель мо классных руководителей
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: ст. Григорополисская, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Новые подходы в работе классного руководителя в условиях ФГОС"
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Новые подходы в работе классного руководителя в условиях ФГОС

Введение
Изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта нового закона «Об образовании в РФ», определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями. Школе как социальному институту приходится приспосабливаться в новых социальных реалиях, искать новые пути и формы взаимодействия с другими социальными партнерами, такими как, семья. Сближение школы и семьи повышает эффективность воспитания подрастающего поколения. Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности – повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность совместной воспитательной деятельности школы и семьи многократно возрастет[4, 43]. В настоящее время к этому аспекту педагогической деятельности возрастает интерес, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как В.В. Чечет, И.Ф. Харламов, Т.П. Елисеева и другие. В частности, В.В. Чечет подчеркивает необходимость повышения воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей. Т.П. Елисеева говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры. И.Ф. Харламов говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.
Целью
данного исследования является изучение новых подходов в работе классного руководителя.
Объектом исследования
является работа классного руководителя в условиях ФГОС.
Предметом исследования
– новые подходы в работе классного руководителя в условиях ФГОС. В соответствии с целью, объектом и предметом обозначим
задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов и родителей в условиях введения ФГОС. 2. Рассмотреть эффективные подходы в работе классного руководителя.
3. Описать опыт работы классного руководителя в условиях введения ФГОС
Структура работы
определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов и родителей в

условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» (ФГОС ООО). В связи с этим, необходимо создать такие психолого-педагогические условия во взаимодействии педагогов и родителей, обеспечивающие формирование и развитие психолого- педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования; формирования ценностного отношения к семье, сохранении и приумножении ее традиций. Такими условиями, на наш взгляд, являются следующие: 1.Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни с помощью изучения семейных династий, исследование своей родословной, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношений детей и родителей, приглашение родителей к управлению школой); 2.Изучение национального семейного опыта средствами народной педагогики (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций, семейного уклада); 3.Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществлять психолого-педагогическое образование родителей и оказывать просветительскую деятельность по повышению фамилистической компетентности, сотрудничество с социально-психологической службой школы, устанавливать контакты с наиболее значимыми взрослыми людьми для ребенка; системное проведение родительских встреч, консультаций, бесед); 4.Организация и проведение совместного досуга школьников и родителей (поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и образовательной организации, активное привлечение родителей для совместной
деятельности с классом и школой; организация взаимного творчества учащихся и родителей)[12].
2. Эфффективные подходы в работе классного руководителя
Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС имеют формы работы с родителями. Востребованными в работе с родителями являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные. С целью организации взаимодействия с родителями в разрешении проблем ребенка, играет такая форма работы как психолого-педагогическая мастерская для родителей, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам воспитания, развития и процессам взросления детей. Проведение такой мастерской помогает педагогу и родителям найти точки соприкосновения, познакомить родителей с методами воспитания на основе добра, милосердия, заботы, эмпатии и толерантности. В ходе работы используются такие приемы, которые обеспечивают активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление, построение семейной модели воспитания ценностно-нравственных взаимоотношений родителей и детей, упорядочение детско- родительских отношений[8]. Источником создания психолого-педагогической мастерской для родителей как технологии эффективного взаимодействия были заложены идеи Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко. Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения с целью совместного решения проблемных, творческих и коммуникативных задач. Главная идея мастерских для родителей – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Педагогические мастерские для родителей - инновационная технология жизни, это действия мастера и других участников процесса (родителей, школьников, коллег) в поиске смысла, сотворение человеком самого себя, понимание своего предназначения - созидание в этой жизни добра, это путь познания, процесс открытия себя, своего отношения к себе и к другим, собственных средств взаимодействия с миром, творчества, самореализации личности, это процесс решения различных психологических и педагогических проблем в деле воспитания, в нашем случае, семейного. Ученые (Анри Бассис; А.А. Окунев и др.) выделяют следующий алгоритм проведения мастерской. «Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором может выступать все, что
может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок. «Деконструкция» - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. «Реконструкция» - создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения. «Афиширование» - вывешивание произведений участников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают. «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого - свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания. «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы [1]. Мы предлагаем некоторые аспекты проведения психолого-педагогической мастерской. Цель: обучение основным правилам культуры жизнедеятельности в семье и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях. Задачи: 1. Ознакомление с правилами жизнедеятельности в семье, повышение нравственности отношений между членами семьи. 2. Формирование и развитие умений анализировать ценностно-нравственные проблемы взаимоотношений между людьми и находить оптимальные решения. 3. Обучение практическим приемам поведения на основе принципов нравственной целесообразности. 4. Осуществление позитивной коррекции воспитательной среды в семьях обучающихся.
Методы проведения мастерской: кооперативное обучение, рефлексивный анализ, дискуссия. Направления деятельности психолого-педагогической мастерской для родителей: «Моя семья» («наведение») (фотографии членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо, рисунки детей «Самый счастливый день моей семьи»). «Традиции семьи» («деконструкция») (семейные интересы и занятия, любимые праздники, любимые блюда, хобби). «Мама, папа, я – сплоченная семья» («социализация») (рассказ о поездках, о конкурсах, экскурсиях, семейном чтении, о том, где побывали, что увидели, показ альбома «счастливые семейные дни»). «Страницы выходного дня» («реконструкция») (это своего рода план путешествий, семейных выходов в театры, кино, на природу, семейно-родственные мероприятия, можно провести групповую дискуссию «Проявления любви», упражнение «В лучах родительской любви»). «Мы – партнеры» («афиширование») (решение проблем, принятие решений, оказание помощи, консультирование, просмотр видеосюжетов о воспитании, информация педагога, эмоциональная индукция «Где родители могут проявить родительскую любовь»). «Школьно-семейная презентация» («разрыв») (презентация более удачного, интересного мероприятия, детские интервью на тему: «Мамина и папина любовь», сочинение «Мои любимые мама, папа, бабушка, дедушка», выведение собственной формулы родительской любви). «Новые встречи» («рефлексия») (обсуждение следующих встреч, самоанализ ощущений и чувств от встречи, написание «письма-обращения» к детям, педагогам, родителям, вручение памяток родителям, применение технологии «продолжи фразу» - «Я хочу продолжить разговор на тему…»). Таким образом, в условиях ФГОС необходимо внедрять в учебный процесс инновационные формы работы с родителями, которые эффективно влияют на процессы взаимодействия между педагогами, обучающимися и семьей.
3. Описание опыта работы классного руководителя в условиях введения ФГОС
Важнейшим условием совершенствования системы школьного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влияют на
качество воспитания и развития школьников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к школьникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам. Сущностью создания инновационной модели является личностно ориентирование образование школьников, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и эмоционального педагогического развития ребенка. Задачи работы: -установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьей; -сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей; -повысить степень вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения. В основе работы творческого коллектива педагогов учреждения должны быть положены проектные технологии. Вся деятельность может осуществляться в ходе реализации проекта «Содружество: дети - родители - педагоги». Данный проект рассчитан на учебный год. Цель проекта: проектирование и внедрение современной инновационной модели взаимодействия педагогов и родителей, направленное на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями. Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта: 1.Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями 2. Реализовать план мероприятия по работе с родителями 3.Организовать повышение методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями 4.Обобщить лучший опыт педагогов школьного учреждения по использованию традиционных и нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями 5.Создать банк педагогических технологий по работе с родителями 6.Разработать систему оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей 7.Сформировать педагогическую компетентность родителей, их психологическую позицию, в рамках современных Федеральных Государственных требований. Участники проекта: родители, дети, педагоги и специалисты школьного учреждения. Данный проект реализовывался через 3 этапа.
Этапы. Содержание деятельности: 1.Организационный (сентябрь) Разработка механизма внедрения проекта. Организация социально-педагогической диагностики семьи. Выявление педагогами зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов исследования. 2.Основной (октябрь-апрель) Разработка плана мероприятий на учебный год. Подбор и систематизация инструментария. Отработка инновационной модели взаимодействия с родителями воспитанников. Заслушивание отчетов по промежуточным результатам работы членов творческой группы «Единство». 3.Заключительный (май) Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно - образовательного процесса. Выявление сильных и слабых сторон по построению взаимоотношений с родителями. Обобщение опыта работы по реализации проекта. Создание банка передового педагогического опыта по построению модели взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе первого этапа было опрошено 170 родителей. Из них 80% человек проявляют низкую активность, 20% - высокая активность. Проведя анкетирование, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер. У родителей недостаточно компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка, в свете изменений в дошкольном образовании и выхода новых нормативных документов. Исходя из вышеизложенного, на основном этапе реализации проекта творческой группой был разработан план конструктивного взаимодействия семьи и педагогов учреждения. План, который бы обеспечивал эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь способствует успешному усвоению школьниками основной образовательной программы школьного учреждения.
Главным направлением второго этапа - стало создание психолого-педагогической образовательной среды в школьном учреждении для просвещения родителей, проектирование современной инновационной модели взаимодействия и апробирование инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, таких как «Педагогическая лаборатория», где обсуждается участие родителей в различных мероприятиях; «Ток-шоу», где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с различных точек зрения и пути их решения; «Мини-эксперимент» позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать интеллектуальные качества родителей, традиции в виде: театральной пятницы, математической игротеки, домашней библиотеки «Родительский всеобуч» На заключительном этапе в ходе осуществления комплексной рефлексивной деятельности было проведено анкетирование всех участников воспитательно-образовательного процесса. Результаты нас порадовали. Наибольшее количество родителей стало сотрудничать с педагогами групп и активно включаться в воспитательно-образовательную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты участия родителей и детей в творческих мероприятиях станичного, муниципального и всероссийского уровня: Станичное мероприятие «Вахта памяти»; Районная благотворительная программа «Наполни сердце добротой»; Всероссийский дистанционный конкурс рисунков «Мой новогодний день»; Международный экологический конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей». В ходе реализации проекта выстроилась модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Данную модель (структурно- функционального характера) мы условно разделили на три блока: информационно- аналитический, практический и контрольно-оценочный. Каждый блок содержит в себе определенные формы и методы. Особенно глубокое значение уделено практическому блоку. Реализован план мероприятия по работе с родителями. Повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Создан банк педагогических технологий по работе с родителями. Разработана схема оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей. Перспективы работы педагогов учреждения заключаются: -в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями; - в создании родительского клуба;
- в разработке и реализации проекта «Лучший урок воспитания ребенка в семье.
Заключение
В настоящее время отмечается отсутствие доверительных отношений, сотрудничества, партнерства между родителями и учителями, отчужденность учащихся от своих учителей, уклонение родителей от своих воспитательных функций. Закономерно возникает вопрос об интеграции усилий школы и семьи, об активизации совместной деятельности в процессе воспитания школьников, о качестве взаимодействия двух важнейших институтов воспитания и социализации ребенка. Работа с родителями, как правило, ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей через организацию лектория и привлечение родителей (родительский комитет) к участию в делах школы и класса для повышения уровня учебно-воспитательной работы со всем классом. В последнее десятилетие в российской системе образования усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогическое сопровождение (личностно - ориентированный подход) Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, призванные обеспечить высокое качество российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, т.е. количественной характеристике, но также связывается с понятием «качество жизни», которое напрямую зависит от степени налаженности отношений в парадигме «семья-ребёнок-школа». Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Список использованной литературы
1. Аспекты работы школы с семьей: тема номера // Классный руководитель. – 2006. – №7. 2. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Справочник классного руководителя. – 2007. – №1. – С. 65 – 73. 3. Быкова Т.В. Индивидуальная работа с родителями / Т.В. Быкова // Справочник классного руководителя. – 2007. – №3. – С. 73 – 79. 4. Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы / В. Вершинин // Управление школой. – 2010. – №4. – С. 43 – 47. 5. Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 91 с. 6. Иванов Н. Г., Иванова И. В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений // Нижегородское образование, 2012. — № 3. — С. 142—149. 7. Иванова И. В. Модульная образовательная программа дополнительного образования детей «Человек — Вселенная». — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского. — 2012. — 154 с. 8. Иванова И. В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: Монография. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского. — 2013. — 265 с. 9. Капустина А. Сотрудничество школы и семьи / А. Капустина // Социальная педагогика в России. – 2008. – №5. – С. 29 – 33. 10. Колмакова Н.К. Взаимодействие семьи и школы / Н.К. Колмакова // Справочник классного руководителя. – 2007. – №10. – С. 59 – 62. 11. Логинова Л. Г. Программный ресурс дополнительного образования детей: опыт системного знания // Методист. — 2011. — № 2. — С. 29—34. 12. Скандарова Н. Б. Образовательная программа дополнительного образования детей «Наш дом — Вселенная» // Сборник программ лауреатов Областного конкурса образовательных программ дополнительного образования детей. — Калуга: Креатив- центр, 2011. — 461 с. 13. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс. 2000. — 288 с. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 — М., 2012 г.