"Коррекционные приемы обучения младших школьников математике".

Автор: Хабибулина Руфа Хантимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район с. Мужи
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Коррекционные приемы обучения младших школьников математике".
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского» (МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского») Коррекционные приемы обучения младших школьников математике. Мужи
Очень часто дети с нарушениями развития отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно четки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приемы обучения. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, строится в соответствии со следующими основными положениями:  Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности.  Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых трудных тем.  Дифференцированный подход к детям – учет сформированности знаний, умений и навыков.  Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления.  Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности; развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.  Активизация речи детей в единстве с их мышлением.  Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.  Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля. Центральное место в программе по математике для начальной школы занимает изучение нумерации чисел и арифметических действий с числами. Успешность изучения математики в 1 и последующих классах зависит от качества усвоения детьми состава чисел первого десятка. Это та основа, без которой невозможны дальнейшие действия с многозначными числами. Многие первоклассники, приступая к обучению, не успели приобрести достаточный наглядно-практический опыт, необходимый для успешного формирования понятия числа. Дети не всегда могут соотнести числительное с определенным количеством реальных предметов. Поэтому в работе с такими учащимися, прежде всего, нужно расширить их опыт действий с предметными множествами, уточнив при этом основные математические понятия. На каждом уроке они должны как можно больше считать, причем не просто заучивать на память числовой ряд, а учиться сначала пересчитывать реальные предметы, а также специальный счетный материал: палочки, кубики, игрушки, картинки и др. В ходе таких упражнений следует отрабатывать у каждого ученика умение соотносить при счете называемое числительное с теми конкретными предметами, которые он пересчитывает. В этот период учащиеся сначала по показу учителя, а затем только по его словесной инструкции составляют множества из отдельных предметов, располагают их в определенной последовательности, объединяют и разъединяют группы предметов, учатся сравнивать и уравнивать их разными способами, увеличивать или уменьшать. Например:  Положите все полоски бумаги одну под одной по порядку, начиная с самой длинной (короткой).  Разложите в ряд все елочки, начиная с самой низкой (высокой). Посчитайте сколько всего елочек.
 Найдите три одинаковых по размеру круга и назовите их цвет.  Выберите все квадраты красного цвета и расположите их по размеру, начиная с самого большого.  Отсчитайте 2 любых треугольника (круга, квадрата) и сравните их. Чем они отличаются? (цветом, размером или др.). Чем похожи?  Положите перед собой несколько геометрических фигур. Посчитайте их. Выберите все фигуры зеленого цвета. Назовите. Сосчитайте, сколько фигур зеленого цвета. В процессе такой работы у детей формируются основные математические понятия равенства и неравенства количества предметов («больше на…», «меньше на…», «столько же»), а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания. - Положите столько счетных палочек, сколько матрешек на наборном полотне. Сколько палочек вы положили? Почему столько? Объясните. - В коробке лежат карандаши. Добавьте еще несколько карандашей. Как вы думаете, карандашей стало больше или меньше? А если мы вынем часть карандашей из коробки, то как изменится их количество? - Отсчитайте 5 кругов. Положите под ними столько же треугольников. Теперь сделайте так, чтобы треугольников стало меньше (больше), чем кругов. Как это можно сделать? Расскажите. - Выложите в один ряд 4 синих квадрата, а под ними 3 красных. Каких квадратов больше? Каких меньше? Сделайте так, чтобы синих и красных квадратов стало поровну. Наблюдая за изменением исходного количества, дети приходят к выводу о том, что оно увеличивается, когда предметы приносят, добавляют, и уменьшается, когда их уносят, убирают, вынимают, отдают и т.п. При этом они усваивают взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания: когда часть предметов перекладывают из одной группы в другую, то в первой количество предметов уменьшается, но одновременно увеличивается количество предметов в другой группе. Дети практически усваивают терминологию: всего, вместе, стало, осталось, увеличилось, уменьшилось, одинаково и т.п. В целях закрепления, а также для развития мелкой моторики для слабоуспевающих учеников нужно увеличивать объем графических работ в тетрадях: обводку шаблонов, раскрашивание, штриховку, рисование по клеточкам и т.п. Например:  Обведите несколько клеточек простым карандашом. Закрасьте 2 клеточки. Расскажите, что вы сделали? Сколько клеточек вы обвели? Сколько клеточек закрасили?  Нарисуйте слева 4 яблока, а справа столько же груш. Расскажите, что вы нарисовали. Сколько яблок? Сколько груш? Почему груш вы нарисовали 4? Сколько всего фруктов вы нарисовали?  Нарисуйте по клеточкам 5 домиков. На тех домиках раскрасьте крышу красным карандашом. Сколько крыш осталось незакрашенными? Подготовкой изучения арифметических действий и задач разных вида являются упражнения на различение и выделение предметов и групп предметов. Например:  Покажите все круги, кроме желтого.  Покажите все фигуры. Покажите круг. Покажите все фигуры без круга.  Покажите морковки. Покажите огурцы. Покажите все овощи вместе.
 Нарисуйте 5 кругов. Закрасьте 3 круга зеленым карандашом. Покажите остальные круги. Сосчитайте их.  Положите перед собой все белые палочки, которые остались. Все эти упражнения помогают лучшему усвоению знаний по математике, развивают ориентировку в свойствах предметов, расширяют пространственные представления. Кроме того, они способствуют снятию умственного переутомления, которое часто наступает на уроке у детей с ослабленным здоровьем. Особое внимание нужно уделить отработке у детей умения сравнивать две группы предметов по количеству без пересчитывания, способом взаимо-однозначного соотнесения. Для этого они располагают сравниваемые предметы один под другим, выделяют пары, находят «лишние» и «недостающие» предметы. Затем дети учатся сравнивать группы предметов, расположенные двумя отдельными «кучками». Чтобы учащиеся осознали взаимообратность количественных отношений, следует задавать им такие вопросы: Каких предметов больше?» «Каких предметов меньше?» Например:  Здесь 5 флажков, а звездочек на 2 меньше.  Звездочек 5, а флажков на 2 больше.  Флажков 5, их на 2 больше, чем звездочек.  Звездочек 3, их на 2 меньше, чем флажков. Подобные упражнения готовят детей к пониманию арифметических задач разного вида, в том числе и косвенных. Дети, которые испытывают трудности в обучении, такая подготовка должна быть при изучении всех разделов курса начальной математики. Особенности детей с ЗПР требует преподнесения материала небольшими дозами, с более постепенным, чем обычно, усложнением, более дробно. Например, пред изучением темы «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» следует сначала уточнить понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Например:  Выложите на парте столько кругов, сколько их на доске;  Отсчитайте столько треугольников, сколько елочек нарисовано в учебнике;  Нарисуйте столько грибов, сколько палочек я показываю;  Вырежьте из бумаги 2 красные полоски и такое же количество синих, расскажите, что вы делаете. Только после того как дети прочно усвоят понятие «столько же», можно переходить к изучению отношений «больше (меньше) на столько-то единиц». Задания целесообразно предлагать с постепенным усложнением: сначала использовать однородные предметы, затем однородные предметы, но разного цвета, величины; потом разнородные предметы и, наконец, отвлеченные числа. Задания на увеличение и уменьшение следует вводить начиная со случаев разницы в одну единицу с постепенным возрастанием диапазона чисел. Главной задачей обучения математике в начальной школе является выработка полноценных вычислительных навыков. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) дети должны знать наизусть. При изучении нумерации чисел первого десятка важно добиться, чтобы все ученики научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая на заданном числе. Для этого они
должны понять общий принцип построения натурального ряда. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность чисел, можно предложить индивидуальную карточку с записанным на ней числовым рядом или обычную ученическую линейку. С помощью такой зрительной и тактильной опоры слабоуспевающим учащимся будет легче выполнять разнообразные задания: показывать предыдущее и последующее число, находить соседей числа, сравнивать, запоминать состав чисел первого десятка. При изучении состава чисел первого десятка некоторым учащимся необходимо увеличить количество тренировочных упражнений. Например:  Разложи 5 грибов в две корзины. Сколько грибов в одной корзине? Сколько в другой? Как по-другому можно разложить эти грибы? Значит, как можно получить число 5?  Дай 5 морковок двум кроликам. Расскажи, как можно это сделать?  Расставь 7 солдатиков в два ряда.  Положи 8 книг на две полки.  Обведите столбик из 8 клеточек. Закрасьте их синим и красным карандашом, кто как хочет. Расскажите, сколько клеточек вы закрасили синим карандашом? Сколько красным? Сколько клеточек всего вы закрасили? Значит, как можно получить число 8?