"Нравственная значимость современного урока"

Автор: Голодова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Пестравка
Населённый пункт: Село Пестравка, Пестравский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственная значимость современного урока"
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


НРАВСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Л.В.Голодова ГБОУ СОШ с.Пестравка м.р. Пестравский Самарская область Одна из важнейших задач учитель начальной школы- формирование нравственного воспитания личности ребёнка
.
Нравственное воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Начиная разговор о таких понятиях , как нравственность, нравственное воспитание учащихся, нравственная значимость урока, обратимся к Толковому словарю Даля; « Нрав (нравъ)- вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух ( душу в высшем значении); ко нраву относится как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти ,а к уму: разум, рассудок, память. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку. Нравственный- добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного сердцем гражданина». Давайте рассмотрим, кто же в нашем обществе сегодня развивает ум и нрав ребёнка. Развитие ума занимает приоритетное направление в образовательной цепочке детский сад- школа- вуз. Введение новых технологий в обучение тоже повышает интеллект наших детей. А нрав? Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником , формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках –это сильнейшая , среди прочих ,формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.Посмотрим на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнить нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. Каким и путями идти? Как учитель, проработавший четверть века в начальной школе, могу утверждать: учитель должен начинать с себя. Не секрет что не каждый учитель в школе – человек добронравный согласный( по В.И. Далю)с достоинством человек. Только добрый, доброжелательный, как сказали бы в старину, добродетельный учитель изо дня в день, из урока в урок незаметно, не переписывая это в конспекте, учит детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому, несмотря на его характер и особенности. Правила и нормы, этикета элементарная вежливость, терпимость
к высказываниям других, уважение чужого мнения умение общаться – вот что должен унести в жизнь школьники от своего педагога. Учитель, допускающий частые конфликты с учащимся или родителями, профессионально непригоден. Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности урок – игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребёнка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как свей, так и любой другой страны. Некоторые учителя начальных классов используют такой вид урока, как общественный смотр знаний . В моей практике это урок по итоговой проверке таблицы умножения и деления. На таком уроке ученики берут со стола карточки , на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и дают ответы .В основном все получают четвёрки и пятёрки. Что несёт такой урок? Он подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого. Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно растить « чистого сердцем гражданина». Неважно, где растет ребёнок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим, неповторимым. Учителю важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем крае ученик должен испытывать чувство гордости за свою малую родину, её неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут выполнять уроки- экскурсии по родной земле. Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким ( или друзьям) к празднику ( или дню рождения).Таким образом, учитель не только проявляет внимание к близким людям, но и показывает ценность ручной работы, воспитывает уважение к умелым рукам. На комбинированных уроках школьники работают парами или группами- учатся работать сообща. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе. Доброжелательность учителя, его умение поддержать слабого ученика помогут такому ученику поверить в себя, а остальных- научит в будущей жизни поддерживать, тех кто слабее. В силах учителя подойти к сильным в учебе ученикам так, чтобы они не стали выскочками,с пренебрежением относящимися к другим.Каждый ребёнок в любую минуту своей жизни, а тем более в
учебном процессе не только учится чему – либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно. Об этом надо помнить постоянно. Многое здесь зависит от самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности заставить « заработать» нравственно любой материал. Аннотация. В статье « Нравственная значимость современного урока», говорится о том ,как воспитывать на уроках нравственность. Нравственныефункцииобразовательногопроцесса – явлениеобъективноеизакономерное. Abstract. The article "the Moral significance of modern lesson", it talks about how to bring the lessons of morality. The moral function of the educational process - the phenomenon is an objective and logical. Ключевые слова: нрав, нравственность, уроки, учитель, ученик, добродушный,добронравный, игра, искусство, технология. .Keywords: nature, morality, lessons, teacher, student, good-natured,sweet-tempered, game, art, technology. Список литературы: 1. Толковый словарь В.И. Даля 2. Педагогика и психология