Автор: Пушина Олеся Ильинична Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 "Светлячок"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Мы разговариваем с детьми"
учитель-логопед: Пушина О.И.
- А кота-та-та-та! А кота-та-та-та! - то смеясь, то серьезно говорит мать, наклоняясь к
четырехмесячному сынишке, и он отвечает радостным взвизгиванием. Со стороны это смешно
слушать - ну что за "кота-та-та"? И почему обоим - и матери и малышу так весело? Да потому, что в
первые шесть месяцев жизни ребенок нуждается именно в эмоциональном общении со
взрослыми.
Педагоги Н. М. Аксарина, В. А. Петрова и другие подчеркивают, что в этот
период в разговоре с ребенком важно не содержание, а веселая
интонация, улыбка - это вызывает у малыша оживление и усиление
голосовых реакций.
Но так продолжается недолго. Уже после шести месяцев одной
эмоциональности в обращении с ребенком оказывается мало: теперь
надо учить его понимать некоторые слова. Мать или няня показывают на
куклу и называют ее "Ля-ля!", показывают нос, глаза и так далее и все это
называют. Называть надо тот предмет, на котором сейчас сосредоточено
внимание ребенка, тогда нужные условные связи возникнут быстро и
будут прочными.
Когда малышу около года, мы уже стараемся добиться повторения слов. У
девочек это удается до года, у мальчиков немного позже. Леня в 1 год 1 месяц тянется к чашке:
"Это чашка, чашка!" - говорит мама, показывая и давая подержать интересный для сына предмет, и
он повторяет за ней: "Тя-сь... тясь!" Это повторяется много раз, и вот Леня сам, без подсказки
показывает на чашку и говорит: "Тясь! Тясь!" Годовалая Катя вырывается из рук бабушки на пол.
"Катя хочет топ-топ?" - спрашивает бабушка и ставит девочку на пол, давая ей переступать
ножками: "Топ-топ! Катя топ-топ!" Через какое-то время Катя уже сама заявляет о желании
походить по полу словами: "Топ-топ!"
Часто родители и сестры-воспитательницы жалуются, что они много разговаривают с ребенком, а
от него добиться повторения слов не удается. Причина этого легко объяснима: просто с детьми в
данный момент говорят о том, что находится вне круга их внимания. Вот мама одевает годовалого
Алика на прогулку и рассказывает ему, как они сейчас пойдут в садик, а там уже много маленьких
деток гуляет, и Алик будет играть с ними. "Алик гулять идет! Ну скажи: гу-лять!" Но мальчик не
слушает маму и усердно ловит чулок, который она ему одевает в это время. Конечно, он не скажет
тех слов, которые от него сейчас ожидают, а вот если бы в этот момент мама заговорила о чулке,
назвала его, дала потрогать, потянуть и т. д., вероятно, Алик откликнулся бы.
Няня кормит Таню (1 год 2 месяца) и говорит: "А во-он птичка летит! Ну-ка, птичка, лети сюда к
нам!" А Таня занята кашей и не слушает разговора о птичке. Вот почему, если вы хотите добиться
от маленьких детей ответа, нужно говорить только о том, что они сами видят, чем заняты.
Очень важно, наконец, создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость
попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас приходится наблюдать, особенно
в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желания предупреждаются прежде, чем он
успеет их выразить словами. Только он потянется к яблоку - мама или бабушка сейчас же подают
ему: "Возьми, возьми, маленький!" Он берет маму за руку и тянет в сторону двери: "Котя гулять
хочет? Сейчас пойдем". В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые
все скажут за него сами - и он не будет пытаться говорить.
Совсем недавно ко мне привели мальчика 3 лет 4 месяцев, который понимает почти все
обращенные к нему слова, правильно на них реагирует, но сам объясняется жестами и звуками.
Славик - цветущий, веселый ребенок, врачи признают его здоровым. Почему же он не говорит? Это
стало ясно уже через несколько минут. После того как мы поздоровались, мама заметила ему: "Ты
хочешь ко мне?" - и сразу же подняла и посадила к себе на колени. "Тебе жарко? Снять шапочку?" -
и тут же сняла шапочку и расстегнула курточку сына. Наш разговор с мамой все время
перебивался ее репликами в сторону Славика - она непрерывно угадывала, что он хочет. Зачем же
мальчику утруждать себя разговорами, если окружающие все угадывают и делают сами, даже не
дожидаясь, чтобы он как-то отреагировал на их слова? В таких случаях труднее всего справиться с
родными ребенка, убедить их в необходимости добиваться словесных просьб малыша и лишь
тогда удовлетворять их. Славик был передан на два месяца на попечение родственницы, которой
посоветовали обязательно добиваться речевых реакций мальчика; к концу этого срока Славик
говорил целыми фразами.
В детских учреждениях также очень часто няня или сестра-воспитательница обращаются к детям в
такой форме, когда словесная реакция с их стороны не требуется. "Дети, идите мыть руки!", "Сели
за стол! Аня, Вова! Садитесь за стол!" Ребенок дает правильные ответные двигательные реакции -
ведь у него выработаны соответственные условные связи на эти слова, но говорить самому у него
нет необходимости, и его речевая активность не воспитывается. Конечно, и такие приказы
необходимы, но наряду с этим и воспитательница, и няня должны время от времени задавать
ребятам вопросы, просить что-то назвать и т. д., причем в таких случаях следует обращаться к
определенному ребенку, а не ко всей группе. Например, малыш играет, а его следует спросить:
"Что это?" или "А что сейчас делает кукла?" и т. п. Эти обращения будут вызывать словесный ответ
малыша.
Надо иметь в виду также, что ребенок конца первого - начала второго года жизни может повторить
за взрослым лишь легкие, короткие слова, преимущественно кончающиеся гласным звуком.
Поэтому на первых порах допустимы звукоподражательные простые слова: "авка", "киса" и другие.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, а ритм речи
не слишком быстрым: ведь мать, отец, работники детского учреждения не просто говорят - они
дают детям материал для подражания.
Если речь кого-то из ухаживающих лиц имеет дефекты (картавость, шепелявость, заикание), то эти
дефекты станут воспроизводиться и ребенком, избавиться от них в дальнейшем будет очень
трудно. Поэтому ухаживающие за детьми люди должны постараться избавиться от недостатков
своей речи.
Когда вы разговариваете с ребенком, не говорите зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что
мама или бабушка непрерывно говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не
слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включенного
радио - их уже не замечают.
Трехлетняя Света просится гулять, а бабушка занята: "Вот сейчас посуду домою, подмету пол и
пойдем",- обещает бабушка. "Не хнычь, не хнычь, уже скоро и пойдем! По набережной погуляем"...-
так продолжается с полчаса. Наконец, бабушка освободилась: "Пойдем одеваться, Светочка! Ты
слышишь?" Нет, Светочка уже давно перестала слушать, и теперь бабушке надо повысить тон,
чтобы девочка обратила внимание на ее слова.
Это относится и к более старшим детям. Мама напоминает своему сыну-первокласснику: "Сейчас
два часа, в три надо садиться за уроки, а пока поиграй". Через несколько минут мама заметила,
что Вася увлекся своим конструктором, и забеспокоилась: "Ну вот, тебя потом не оторвешь, а тебе
скоро за уроки браться". На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что "уже вот
скоро надо за уроки браться", а когда она объявила, что уже пора, Вася не обратил на ее слова
никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно: говорите ребенку только то, что нужно и
когда нужно.
В беседах с детьми родители стараются обычно дать как можно больше сведений, заботясь о
развитии ребенка. Но и в этом нужно известное чувство меры. Нельзя перегружать ребенка массой
сведений - здесь необходима система и последовательность. При этом не надо давать все в
готовом виде, нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте
ему наводящие вопросы. Активность малыша - основное условие его полноценного развития...
Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями и воспитателями стоят разные
задачи. Давайте очень коротко подведем итог. На любой стадии развития речи ребенок нуждается
во внимании и помощи взрослых. На самом раннем этапе - главное, в чем должно заключаться
участие взрослых,- это создание положительного эмоционального фона.
Далее необходимо несколько раз в день по 3-5 минут разговаривать с малышом, соблюдая
следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не
быстро, говорит, наконец, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает. Как при
обучении ребенка называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно
заботиться о том, чтобы малыш не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность
действовать с предметами; необходимо также добиваться его словесных реакций.
Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают
цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию ("засучи рукава", "открой
кран", "возьми мыло" и т. д.) и лишь после упрочения цепи действий переходить к общей
инструкции ("вымой руки"). У детей старшего дошкольного возраста следует развивать способность
правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном
положении. Некоторые ребятишки в первом классе не умеют согласовывать свои действия с
инструкциями, которые дает педагог. "Достаньте тетради и приготовьтесь писать",- говорит
учительница. Большинство детей достают тетрадь из портфеля, кладут ее на стол, открывают и
берут ручку. Но часть детей ограничивается тем, что достает тетрадь и ждет инструкций к
следующему действию, так как они приучены к этому дома, а иногда и в детском саду.
Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что
мы ему говорим, и по содержанию, и по форме. Двухлетнему малышу показывали - вот собачка
бежит, вон птичка летит, рассказывали сказку о курочке-рябе, давали ему инструкции к каждому
действию и показывали их. С пяти-шестилетним ребенком отец обсуждает преимущества одного
телевизора перед другими, планы на выходной день и дает ему инструкции, требующие
выполнения ряда действий.
А. С. Макаренко говорил, что чем старше становится ребенок, тем большие и большие цели нужно
перед ним ставить. А физиологи, говорят, что способность планировать свои действия
формируется у ребенка по мере созревания его мозга, но самый процесс созревания в большой
степени зависит от тренировки. Если вы не упражняете функции мозга, то развитие их будет
задерживаться. Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка, переход к более
высоким ее уровням в значительной мере определяется тем, о чем и как мы говорим с ним.