"Подбор репертуара в классе вокала"

Автор: Вершинина Елена Рафиковна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ 13(т)"
Населённый пункт: Город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Подбор репертуара в классе вокала"
Дата публикации: 01.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Вершинина Елена Рафиковна преподаватель по классу вокала первой квалификационной категории МАУДО "ДШИ №13(т)"
Подбор репертуара в классе вокала
"Правильно подобранный музыкальный материал сам по себе является воспитателем голоса... Оттого, что будет петь ученик, зависит и ка у него будет строится голосообразование и звуковедение." 1 Репертуар должен быть посильным, доступным, развивающим и удобным. Он не должен сковывать ученика. Музыкально-педагогический материал должен соответствовать вокально-техническому уровню учащегося и уровню его художественного развития. Он должен быть эмоционально- привлекательным, расширять музыкальный кругозор, обогащать эстетически- художественный и вокальный опыт учащегося. Вокально-удобный материал закладывает певческую основу будущего. Удобный означает среднюю тесситуру, умеренный диапазон (примерно септима), плавность голосоведения, отсутствие широких мелодических скачков, лаконичность формы, повторность мелодического материала, удобство темпа, гласных, диатоничность мелодии, нисходящее мелодическое движение и т.д. Л.Д. Дмитриев в своем учебном пособии "Основы вокальной методики" выделяет значение музыкально-педагогического материала в вокальном обучении и характеризует его действие. "Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным путем воспитания, он должен сочетаться с другими. Только тогда верно подобранный педагогический материал принесет в полной мере и во всех случаях свою неоценимую пользу." 2 Ни в коем случае нельзя допустить работы над произведением, для которого ученик еще не созрел. Завышенные требования приводят к деградации голосового аппарата молодого певца, его изношенности, потери самого ценного, что есть в голосе певца - его индивидуального тембра. Если репертуар труден, а ученик скован из-зи его сложности, то успешного обучения не будет. Если репертуар удобен, то ученик обретает уверенность. Легкий мелодический материал не сковывает исполнителя, позволяет лучше воспринимать "дозированные" замечания педагога, которых потребуется меньше, поскольку в пении удобного репертуара многое удается само собой. А.П. Зданович также обращается к проблеме выбора репертуара: "Развитие вокальной техники на художественном материале является наиболее верным путем для достижения единства в художественном и 1  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 1968. 2  Там же
техническом развитии певца. Работа над хужожественным произведением, способствуя общему творческому росту, помогает в то же время формированию вокальной техники. Важным в этом отношении является, прежде всего, самф выбор материала. Наиболее простым является тот случай, когда художественный и технический уровень певца примерно одинаков. Тогда подбор материала не представляет особой трудности. Он, естественно, должен соответствовать индивидуальности певца, уровню его общего развития, а постепенное усложнение материала будет способствовать продвижению певца в художественном и техническом направлениях." 3 Главное для педагога - грамотно подбирать рпертуар. При выборе репертуара должна быть определенная цель. Необходимо ясно представлять себе, какие умения, навыки необходимо развить или укрепить у учащегося, используя то или иное произведение. Бесцельный выбор может привести к торможению развития вокальной техники. С особым вниманием нужно подходить к выбору произведений современных авторов. Также, задача педагога заключается в том, чтобы удержать ученика от искушения петь репертуар завышенной трудности. Хотелось отметить в заключении некоторые тенденции, которых должны придерживаться вокалисты-педагоги: - выбор материала должен быть глубоко продуманным, основанным на принципе постепенности и последовательности; - репертуар должен соответствовать художественному и вокально- техническому уровням обучающегося. Тщательный подбор репертуара с точки зрения его художественной ценности, соответствия исполнительскому уровню учащегося и педагогической целесообразности - залог творческого роста и эстетического воспитаня учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агни М.С. Перспективы развития вокального образования на современном этапе //Голос и речь.- Вып. №1 - М.:Граница,2010. 2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.-М.:Музыка,1968. 3. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.- М.:Музыка,1965. 4. Рудин Л.Б. Основы голосоведения.-М.:Граница,2009. 5. Юссон Р. Певческий голос.-М.:Музыка,1974. 3  Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.- М.: Музыка, 1965.