"Начало греко- персидских войн. Марафонская битва"

Автор: Лапушанская Марина Владимировна
Должность: учитель истории и и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 93
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Начало греко- персидских войн. Марафонская битва"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка урока Тема: Начало греко- персидских войн. Марафонская битва» (5 класс)
Цель урока:


Образовательная: способствовать формированию представления учащихся о греко-персидских войнах, целях сторон в этой войне, их характере, сражениях. Воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере защитников Греции. Развивающая: способствовать формированию навыков работы с текстом, картой, планом сражения, в компьютерной программе Paint.
Учебное оборудование
: Компьютер, проектор, экран, презентация урока «Победа греков над персами в Марафонской битве», выставка книг, стенд с материалами Греко-персидских войн, доска, портреты Мильтиада и Фемистокла, схема «Марафонская битва» по настенной карте «Древние государства мира», .учебник В.И. Уколова, Л.П. Маринович. «История древнего мира» 5 кл., М.: Просвещение, 2006. рабочая тетрадь к учебнику В.И. Уколовой, Л.П. Маринович, 5 кл., М.: Просвещение , 2006., атлас и контурные карты по истории древнего мира( можно пользоваться контурной картой в рабочей тетради) Новые понятия: Марафон, фаланга, стратег.
Ход урока
I
Текущий контроль знаний и умений
. Задания для учащихся: 1.Что такое полис? 2.Назовите не менее четырех различий в правлении Афинами и Спартой. 3. Как управлялась Персидская держава? II
Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1 Причины и начало греко-персидских войн. 2 Марафонская битва. 3.Греки строят флот. 4Закрепление пройденного материала. 1. Изучение первого вопроса плана. Угроза порабощения
2-й слайд
. Работа по карте и беседа с учащимися (с172 учебника Уколовой ) Объяснение учителя. В начале V в. до н. э. персидский царь Дарий I решил подчинить себе всю Грецию. : Зеленым цветом обозначена на карте территория Персидского царства. Вопросы учащимся: Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива.) 1
Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый.) --Определите границы Персидской державы . Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет.) К границам какого государства приблизились персы? (К границам Греции.) \Работа с картой на экране и в учебнике(с172 учебника Уколовой ) . Найдите на карте Грецию. Сравните ее размеры с размерами Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые богатства и земли, были нужны персидской знати.)
Рассказ учителя
В конце VI века до н. э. над греками нависла смертельная угроза. Персидская держава, завоевавшая все страны от Индийского океана до Черного моря, в конце VI века до н. э. вплотную приблизилась к Элладе. После того как Малая Азия, Вавилон и Египет были завоёваны Киром II (основатель Персидской державы) и Камбизом, Дарий I старался не только укрепить доставшееся ему в наследство царство, но и продолжил экспансионистскую политику, т. е. политику захвата новых территорий. В 514 г. до н. э. персы в походе против скифов овладели проливом Геллеспонт и, завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных греческих городов торговлю. Разобщенным полисам трудно было защитить свою свободу. Первыми были захвачены греческие полисы на побережье Малой Азии. Им пришлось платить персам тяжелую дань. Однако греки подняли в 500 году до н. э. восстание против поработителей, во главе которого выступил многолюдный и богатый Милеет. Сначала успех сопутствовал грекам, но вскоре персидский царь Дарий I стал одерживать победы. На призыв восставших о помощи откликнулись лишь Афины и Эретрия. Остальные полисы не решились выступить против могущественного персидского царя. Восстание было жестоко подавлено.
3 слайд
Милет был разрушен, а все оставшиеся в живых жители проданы в рабство. После этого царь Дарий решил расправиться с Афинами и Эретрией. Вопрос учащимся: Как вы думаете почему? Обобщая ответы, учитель указывает, что царь Дарий I и его знать стремились к новым захватам, к установлению господства персов на Эгейском море.
4 слайд
Уверенный в своем могуществе, Дарий надеялся подчинить греков без сражений. Он разослал во все полисы послов с требованием «земли и воды», что означало признание греками персидского царя своим господином. Дарий I хотел угрозами заставить греков подчиниться себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...» Напуганные жестокой расправой над Милетом, греческие государства один за другим признавали власть Дария. Они считали "безнадежным сопротивляться персам» они готовы были признать власть Дария I.
5 слайд
В двух самых крупных греческих государствах решили не подчиняться захватчикам. Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне в гневе убили их, сбросив со скалы. А спартанцы бросили послов в глубокий колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!» Вопрос учащимся Предположите, к каким последствиям привели эти действия афинян и спартанцев ?
6 слайд
Вопрос учащимся . : Каковы же были причины начавшихся греко-персидских войн? После обсуждения сравнить с причинами ,написанными на экране и записать в домашнюю тетрадь.. Работа в тетради. Причины греко-персидских войн: захватническая политика персидских правителей; стремление к установлению господства персов на Эгейском море; 2
стремление греческих городов к независимости и восстановлению торговли в прежних объёмах. Запись на доске и в тетради Греко-персидские войны (500-449 гг. до н. э.) - войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. 2. Изучение второго вопроса плана. В основу изучения вопроса может быть положено либо чтение учебника (§ 33, п. 1), либо рассказ учителя: Объяснение учителя.
7 слайд
Шел 490-й год до н. э. Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть: «В Марафонской бухте высадились персы. Готовьтесь к обороне!» Работа с картой Найдите на карте город Марафон, расположенный в 42 км к северо-востоку от Афин. Отметьте это место в своих контурных картах
8 слайд
Стратег — по-гречески «военачальник». Запись в тетрадях данного термина. Продолжается рассказ учителя: Афиняне избрали военачальником (по-гречески — стратегом) Мильтиада — непримиримого врага Дария 1. Некогда он служил по принуждению в персидских войсках и хорошо знал их военные приемы. Но что слышит Мильтиад: «Безгранично могущество Дария, несметно его войско»,— запугивают молодежь тайные сторонники персов. «Это речи тех, кто надеется ценой предательства сохранить свои богатства! — гневно воскликнул стратег .— А вы, юноши, уж не забыли ли данную вами клятву?» —«Нет, Мильтиад!—тотчас отозвался молодой воин.— Мы готовы повторить ее: «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве...»
9 слайд
Все способные сражаться встали в строй. Работа с рисунком на экране К VII н.э. пешие воины - гоплиты являлись отборными войсками любой армии. Гоплиты носили одинаковую одежду и имели одно и тоже вооружение, в то время как большая часть армии не имела специальной формы. Чтобы защитить тело, гоплит прикрывал грудь и спину пластинами, которые назывались панцирем. Вначале панцирь состоял из двух бронзовых пластин, соединенных по бокам кожаными ремнями. Позднее гоплиты носили более гибкие панцири, сделанные из кожи и бронзы. Для защиты нижней части ног у них было бронзовые наколенники, которые назывались поножами. Гоплиты имели кожаные и бронзовые щиты и два вида оружия: длинное копье (в рост очень высокого человека), которое было их главным оружием, и короткий железный меч. Шлемы делали из бронзы, их гребень часто украшали конским волосом. С течением времени форма шлемов менялась. В Афинах остались лишь женщины, дети и старики.
10 слайд
Спартанцы отказались помогать афинянам
11 слайд
Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу. (Вспомните, кто служил в афинском войске.)
12 слайд
Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружавших Марафонскую бухту.
13 слайд
С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Было слышно ржание коней, а временами даже смех и звуки речи чужеземцев. Мильтиад поостерегся спускаться на равнину: персы превосходили греков численностью. «Дадим бой здесь на холмах, преградим врагам путь на Афины»,—говорил Мильтиад на военном совете. Ему возражали остальные военачальники: «А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?»—«Не тревожьтесь,— ответил Мильтиад, - наши разведчики вовремя сообщат об этом». Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город. (Почему персы считали, что это им удастся? Кто в Афинах мог оказать им сопротивление?) 3

14 слайд + таблица на доске.
Обращаем внимание учащихся на силы сторон перед битвой. Силы сторон Персы Греки Перед битвой 30000 11000 Потери в битве 6000 192 Учитель продолжает рассказ: Но разведчики Мильтиада недаром прячутся на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой. Работа со схемой сражеия,заранее сделанной к данному уроку В давние времена воины сходились в битве один на один, в отличие от них, гоплиты сражались организованным строем, который назывался фалангой. Такое построение требовало жесткой дисциплины, упорных тренировок и прекрасной координации. Фаланга — это длинный строй воинов, состоявший обычно из восьми шеренг (Запись в тетрадях данного термина). Место убитого или раненого занимал тот, кто стоял позади него. Каждый воин был защищен частью своим щитом, а частью щитом воина, стоявшего справа. Крайний справа оставался частично незащищенным, поэтому правое крыло фаланги было наиболее уязвимым местом. В сражении полководец пытался атаковать врага именно с этой, более слабой стороны. Атакуя, фаланга устремлялась вперед, и объединенный вес людей и щитов обрушивался на врага. Две противоборствующие фаланги до тех пор теснили друг друга, пока одна из них не отступала.
15 слайд
Работа со схемой Битва произошла 13 сентября 490 года дo н.э. между.10 000 воинов из Афин и 1 000 из Платей под командованием Мильтиада с одной стороны и 60 000 армией персидского царя Дария I во главе с Датисом - с другой. По длине фаланга была равна боевой линии персов.
16 слайд
Но как мало воинов в ее середине! Лишь на краях фаланги — сильные отряды. Имея перед собой значительно превосходящие силы противника, Мильтиад изменил обычное построение греческих боевых порядков, с тем чтобы охватить флангами всю ширину долины, ставшей полем боя, и благодаря этому избежать окружения.
17 слайд
Выполняя этот манёвр, он вынужден был ослабить центр, где греки были отброшены, но оба фланга потеснили назад наступавших, а затем обрушились на них и разгромили победоносный центр персов. По команде воины Мильтиада устремились в атаку. Они бежали под стрелами врагов (сами афиняне лучников не имели). Завязалось сражение, и вскоре персы прорвали в центре боевую линию греков. Самые отважные из них удерживали воинов от беспорядочного отступления. Вопрос учащимся:: Почему греки победили? За что они боролись? Работа с документом Геродот. История, VI ( Раздаточный материл+ на экране) Вопросы и беседа по прочитанному. - Чем закончилась битва при Марафоне? (Победой греков.) - Что помогло грекам победить сильного противника? .
18 слайд
В смятении персидское войско бежало к своим7 кораблям, воинам удалось спустить их на воду и спастись ценой больших потерь. Вопрос учащимся: :Посмотрите на нашу таблицу «Силы сторон» .Какое количество воинов погибло с одной и другой стороны? Вопрос учителя Почему греки победили? За что они боролись? Продолжение рассказа Пока перевязали раненых, Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!»—«Стратег!— отвечал 4
юноша,— я буду бежать без отдыха и остановок!» (Сколько километров ему предстояло пробежать?) В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!»— чуть слышно произнес он и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения. Победитель Мильтиад надеялся получить от своих сограждан лавровый венок как признание его заслуг во время сражения. Однако греки лишь изобразили его на картине в числе других стратегов. При обсуждении этого вопроса в Народном собрании один гражданин сказал: «Когда ты, Мильтиад, в одиночку побьешь варваров, тогда и требуй награды для себя одного
19 слайд
Слава о Марафонской битве облетела всю Грецию. В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице: Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава. Здесь поразили они гордые персов войска. Пешими поднялись против Азии конницы сильной, Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать. Учитель обращает внимание учащихся на задание в рабочее тетради , в котором написаны эти слова и на вопросы этом задании.
20 слайд
Персы отплыли взяв курс на Афины .Разгадав замысел противника ,афиняне устремились со всех ног на защиту родного города. Когда персидский флот ,обогнув Аттику, приблизился к афинской гавани, то на берегу стояло готовое к новому бою афинское войско. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь. По всем городам Греции пронеслась радостная весть — персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персией казалась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу. Она рассеяла миф о непобедимости персидской армии и вызвала подъем патриотических чувств у греков. 3. Изучение третьего вопроса плана Самостоятельное чтение п.5 в учебном пособии Обращаем внимание на портрет Фемистокла на доске и на рисунок в учебнике, а так же на рисунок триеры ( стр. 175) 4. Закрепление изученного на уроке 1. Начало заполнения таблицы в тетрадях. «Греко-персидские войны» Дата Сражение Результаты сражения 1)490 г. до н.э. Марафонска я битва Победа греков 2. Вопрос ы учащимся 1) Назовите временные рамки греко-персидских войн. 2) Каковы были причины греко-персидских войн? 3) Для кого эта война была захватнической, а для кого - оборонительной? 4) Когда произошло Марафонское сражение и каков был исход этой битвы? Домашнее задание параграф 35 ,рабочая тетрадь, Выучить конспект,в 1-5(устно) 5