Напоминание

"Упражнения для усвоения навыков скорочтения".

Автор: Забелина Алена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Билитуйская СОШ
Населённый пункт: пст. Билитуй
Наименование материала: статья
Тема: "Упражнения для усвоения навыков скорочтения".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья
: Упражнения для усвоения навыков скорочтения.
Автор: Забелина А.В. Учитель начальных классов МОУ Билитуйская СОШ Картина нашего мира такова, что мы имеем информацию в избытке, а время в ограниченном количестве. Большинство сведений мы получаем через видеоматериалы и чтение интернет-страниц или книг. На переработку прочитанных данных часто не хватает времени, но есть проверенные методики, позволяющие усвоить материал в ускоренном темпе. Например, скорочтение. Повысить скорость, добиться осознанного, выразительного и правильного чтения можно только за счет постоянных тренировок. Ежедневные тренинги помогут добиться результата как взрослому человеку, так и ребенку. В начальных классах детям развивают навыки скорочтения путем коротких тренировок. Предлагаем список занятий для регулярных упражнений в классе: 1. Дети вполголоса синхронно читают текст с привычной для них скоростью. Ребенок при такой методике не тратит время на четкое проговаривание звуков и учится концентрироваться на сути произведения при внешнем шуме. 2. Использовать каждый урок пятиминутные чтения в жужжащем режиме. Одинаковые промежутки между занятиями повысят эффективность обучения. 3. Ученик прочитывает один отрывок несколько раз за одну минуту. При повторном чтении у школьника будет увеличиваться темп, и он сможет наблюдать за тем, как количество прочитанных слов становится больше. Данное упражнение показывает ребенку действенность упорного труда, и он чувствует себя увереннее. Следует делать не больше трех повторений. 4. Скорость проговаривания звуков во многом зависит от работы артикуляционного аппарата. Его следует развивать вместе со скоростью чтения. Дайте ребенку задание прочесть отрывок в течение 30 секунд со скоростью скороговорки, чтобы каждый звук четко проговаривался. Это упражнение очень нравится детям и вызывает смех. 5. Руки ребенка располагаются на коленях. Учитель дает команду «Бросок», и ученики начинают чтение вслух. При команде «Засечка» дети закрывают глаза на несколько секунд. Как только звучит команда «Бросок» ребенок продолжает чтение с того момента, где он остановился. Команды постоянно чередуются с небольшими промежутками. Продолжительность 5 минут. 6. На игровом занятии учащиеся читают книгу в привычном темпе про себя. По сигналу учителя «Молния!» школьники продолжают чтение в ускоренном режиме вслух. Соревнование может длиться от 20 секунд до 2-х минут. 7. Звучит слово «Губы» и воспитанники прикладывают указательный палец к сжатым губам и читают без звука. Команда «Вслух» дает сигнал для голосового зачитывания литературы.
8. Дети переворачивают книгу вверх ногами и читают предложения справа налево. Это позволяет не только развить речевой аппарат, но и улучшить визуальное восприятие символов мозгом. Тренировка мышления увеличивает возможности ребенка при обработке смысловой информации. 9. Ученик читает отрывок несколько раз, повышая скорость и выразительность прочитывания. Когда скорость достаточно высокая задание усложняется. Ребенок быстро и выразительно декламирует текст, переходя от отработанного абзаца к следующему. При этом некоторое время школьник будет произносить слова в отработанном режиме. Постоянные тренинги помогут добиться желаемого результата взрослым и детям. Через развитие речи лучше усваивается и воспринимается информация, повышается качество обучения. Упражнения обязательно должны сменяться отдыхом. Методы скорочтения позволяют повысить скорость произнесения слов в 3-4 раза от начального уровня ученика. Если давать необходимое развитие школьникам, увеличивается их уровень самообразования, концентрация внимания и культура речи. Литература 1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 1997. 2. studfilespreview/1764830/