"Народная Игрушка: матрешка"

Автор: Пахомовская Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разрабтка
Тема: "Народная Игрушка: матрешка"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Приобщению к народному искусству способствуют и занятия фольклором. Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Фольклорные произведения обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать. Приобщение ребёнка к народной культуре всегда начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор и декоративно-прикладное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Они как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Поэтому мы решили объединить эти два вида искусства на одном уроке для более яркого раскрытия темы, взаимного обогащения наших творческих потенциалов, для более эмоциональной окрашенности урока-праздника, чтобы наглядно показать как близки эти виды искусства, как ярко отражают традиции нашего народа, его размах и удаль, гармонию русской души и вызвать яркий эмоциональный отклик в сердцах наших детей. Для того, чтобы занятие-праздник оставил еще более приятное впечатление, были также приготовлены традиционные русские угощения – петушки на палочках и пряники.

Программное содержание:

Цель
: 1. Закрепить знания детей о различных народных промыслах: гжель, городец, хохлома, дымка. 2. Закрепить особенности росписи различных видов русской матрешкой. 3. Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами рисования; 4. Воспитывать любовь к декоративно – прикладному искусству.
Задачи
: 1. Учить детей составлять узор на болванке матрешки по мотивам семеновской, загорской, полхв-майданской росписи 2. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
Материал
: Для преподавателя:
Образцы различных видов народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, городец), нарисованные образцы матрешек (семеновской, загорской, и полхов-майданской), воздушные шары Для детей: Заготовки из соленого теста для раскрашивания, гуашь, кисточки, салфетки для вытирания кисточек, стаканчики для воды
Предшествующая работа
: Заучивание стихов, частушек, хоровода. Беседы о народно-прикладном искусстве, проведение уроков декоративно-прикладного искусства
Ход занятия:
Дети заходят в украшенный класс, где уже находятся учащиеся фольклорного отделения, одетые в русские костюмы, изображающие ярмарку, в руках у некоторых предметы
народных промыслов. Звучат народные песни (атмосфера веселой ярмарки) Преподаватель: Ребята, мы попали с вами на настоящую русскую ярмарку. Такие ярмарки устраивались для сезонной торговли и увеселений. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда на пересечении торговых путей. Давайте посмотрим, что же здесь продают? (Подходят к учащемуся фольклорного отделения, стоящему спиной к детям и держащему в руках игрушку-дымку)
Преподаватель: Вот какая-то лавочка, но что в ней продают, мы узнаем, отгадав загадку (читает детям загадку): 1. Веселая, белая глина кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня. А ну отгадайте: кто я? Дети: Дымковская игрушка. Преподаватель: Верно, эта игрушка из Дымково. (После ответа звучит народный наигрыш, обозначающий, что отгадка правильная. Учащийся с игрушкой в руках в это время поворачивается к детям) А каким узором дымковские мастера расписывают свои игрушки? Дети: Кружочки, точки, полоски… (После ответа учащийся фольклорного отделения дарит активно отвечавшему ребенку воздушный шарик на палочке)
2. Загадка: Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки. Цветами разрисованы, как будто полушалки. Там лихо скачут кони, жар-птицы ввысь летят. Розаны и купавки на солнышке блестят. Дети: Городецкая роспись. Преподаватель: Перед нами работа городецких мастеров. Что изображают городецкие мастера на своих изделиях? Дети: Коней, птиц, розаны, купавки. 3. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Дети: Хохлома Преподаватель: Как называются элементы хохломской росписи? Дети: «Пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне. (За правильные ответы дети получают воздушный шарик) Преподаватель: (загадывает загадку) Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша…. (Ответы детей - русская матрешка)
Звучит русский наигрыш в исполнении детей их фольклорного отделения Конечно, это Матрешка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Может, и вы знаете какие-нибудь стихотворения о матрешке, например, об ее имени или создании? 1 ученик Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал. Игрушка – кукла расписная, А как назвать ее, не знал. 2 ученик
Красивая игрушка, похожа на Катюшку, А может, на Танюшку? – ей имя подбирал. Красивая игрушка, как русская девчушка. И мастер ту игрушку, Матрешкою назвал. 3 ученик С тех пор живет Матрешка, Как русский яркий сувенир. Шагает кукла по планете, И ею любуется весь мир Преподаватель: Да, почему Матрешку так назвали, мы поняли. Но кто ее придумал? Я слышала, что у нее есть родственники в Японии. Правда ли это? Ответы детей: 1. Да, у нее есть японский дедушка Фукурума - добродушный лысый старичок. В его фигурку в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок божков, одна в другую. 2. Русский токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. 3. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Умение расписывать выточенные изделия в России
существовало задолго до матрёшки - в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Преподаватель: А какие виды матрешек вы знаете? Дети: (семеновская, загорская, полхв-майданская) Преподаватель: Чем же они различаются? Дети: 1. Загорская наряжена в сарафан, кофту, передник , платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу (губы бантиком). Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. 2. Семеновская матрешк из города Семёнова, Горьковской области .Мастера украшать её стали по – своему. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева.Основной цвет в росписи — красный, черный контуром обведены край фартука и рукава кофты. Если в загорской матрешке угадываются черты горожанки, то семеновская - несомненно, сельчанка с обилием цветов в орнаманте. 3. Полхов – Майданская матрешка. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Здесь малиновый Рядом с темно-зеленым, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Лицо обрамляют “кудри» -женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. Преподаватель: Ну вот, и закончилась наша ярмарка, а мы ничего и не купили. Давайте, ребята, возьмем наши заготовки матрешек, только не выточенные, и сделанные нами из соленого теста и раскрасим их, и будут у нас свои собственные матрешки на память о нашем уроке. Но раскрасим их так, чтобы сразу можно было догадаться, какую матрешку вы изготовили: семеновскую, загорскую или полхв-майданскую. Элементы росписи вы
знаете, так что смело приступайте за дело. А ребята из фольклорного отделения тоже распишут заготовки, только не из соленого теста, а из картона. Посмотрим, может у них получиться лучше, чем у вас. После завершения росписи преподаватель проводит итог: Давайте посмотрим. Вот эта расписанная матрешка какая, как вы думаете? Семеновская. А почему, какие у нее характерные элементы?Правильно, за это получай угощенье (каждый ребенок после анализа работ получает петушка на палочке). Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! Заканчивайте работу. Пока узоры на наших матрешках подсыхают - мы поиграем в игру
Заключительная часть
. Игра “Оденем матрёшку”. Для этого понадобится разделиться на две команды и выбрать две матрёшки (матрёшками будут сами дети). Правила игры: нужно быстро и аккуратно нарядить свою матрешку. Одежда матрёшек, помещена в две большие корзины, вперемешку с другими костюмами, не соответствующими стилю одежды матрёшек. Игра сопровождается музыкальным сопровождением и рассчитана, по времени на 5 -7 минут. Победила команда, правильно одевшая матрёшку.

В заключении мы подвели итог занятия, решили, что победила дружба, согласились, что у нас много общего, пришли к выводу, что будем сотрудничать и стали пить чай и есть пряники, заранее приготовленные на всех.
В ходе занятия дети обоих отделений расширили свой кругозор, узнали новое и закрепили уже имеющиеся знания о матрешке, о других народных промыслах, усовершенствовали навыки росписи матрешек с учетом их особенностей (семеновская, полхов-майданская и загорская) и получили яркие эмоции, чему способствовало также фольклорные напевы, придающие особый колорит занятию.