"Влияние занятий фольклором на здоровье младших школьников"

Автор: Бушуева Елена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: научная статья
Тема: "Влияние занятий фольклором на здоровье младших школьников"
Дата публикации: 21.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Влияние занятий фольклором на здоровье младших школьников

Бушуева Елена Валерьевна,

руководитель фольклорного ансамбля «Отрада»

МБОУ ДОД ЦВР «Парус» г.о. Самара
Здоровье современных школьников вызывает опасения у медиков, педагогов, родителей. Неуклонно увеличивается число детей, имеющих несколько диагнозов. Так, например, школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза; 10-11 лет – 3 диагноза; 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников имеют 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Таким образом, обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. Идеи здоровьесберегающей педагогики нашли отражение в трудах Р.И.Айзмана, Н.П.Абаскаловой, В.П.Беспалъко, М.М. Безруких, Л.П. Вашлаевой, И.П.Волкова, Г.К. Зайцева, В.Н.Ирхина, В.В.Колбанова, Г.А.Кураева, Н.Н.Куинжи, Н.К.Смирнова, Д.А. Фарбер, Т.И.Шамовой, Е.А.Ямбурга и многих других ученых. Однако данное направление больше реализовано в практике работы общеобразовательной школы, а в дополнительном образовании детей используются и апробируются лишь отдельные заимствованные элементы и направления здоровьесберегающей педагогики. Вместе с тем, многие исследователи сходятся во мнении, что искусство, и особенно фольклор, обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом. 1
Фольклор обладает великой очищающей силой, в нем есть строгая, гармоничная система отражения жизненных традиций народа. Фольклор является идеальным средством для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли человека. Вовлекая ребенка в широкий круг художественных переживаний, фольклор способен влиять на его чувства и настроения, ослаблять негативные эмоции в процессе их катарсической разрядки, наполнять новыми радостными переживаниями. Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание. От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями, что приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции. Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса. В этом случае у вас никогда не устанет и не заболит горло от длительного пения, крика или разговора [3]. В народном пении исполнители используют прием «пения на опоре», причем настолько органично, что это малозаметно непрофессиональному глазу. Однако многократное наблюдение за певцами, особенно в моменты, когда они поют обрядовые песни, указывает на использование грудобрюшного дыхания с преобладанием брюшного, активную работу диафрагмы, напряжение мышц брюшного пресса в момент «вдыхательной» позиции. Особое внимание необходимо обратить на взаимосвязь опоры дыхания и резонаторов, которая должна быть прочувствована как целостная эффективная система достижения звука определенного качества [1]. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема 2
легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предки были об этом осведомлены. «Цепное» дыхание, которое практикуется при занятии фольклорным пением, не только учит детей непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения «цепного» дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до сего момента практически не пользовались – умение слышать дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание. Восстановление свободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми. Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу - диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Это не только способствует выработке нужных качеств певческого дыхания, но оказывает на учащихся оздоравливающий эффект. Лидер российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико- акустических технологий С.В.Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания в пении приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма [4]. Пение, как терапевтическая методика, близко и к музыке, и к словотерапии, и к лечению отдельными звуками, и даже к рифмотерапии. 3
Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы [4]. Пение обычно ритмически организовано. Ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику человека. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. Также научно доказано, что громкие звуки, некомфортные для организма, изменяют ритм сердечной деятельности (тахикардия), поражают сосуды (гипертония), нарушают цикл дыхания (бронхиальная астма). В позитивной ориентации личности во время занятий фольклорным пением важную роль играет оригинальная манера звукоизвлечения. В каждой местности она имеет свои особенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечения любого уголка России – когда звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке, заставляя использовать т.н. «передний резонатор». Ребенок поет и улыбается, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы сквозь нее начинаем смотреть на мир и на людей. Пение в народном обряде часто сопровождается танцем. Народный танец, как составляющая народного художественного творчества, является важнейшим средством оздоровительного воздействия на человека. Ярмарки, народные гулянья, народные праздники никогда не обходились без танцев и веселья, в котором принимали участие все собравшиеся, и тот задор и положительный настрой, который присутствовал у участников гулянья, заражал и наполнял всех окружающих. Человек, стоящий в стороне, не мог отнестись равнодушно к коллективному танцу, и волей-неволей вливался в «веселую толпу», где находил и общение, и положительную атмосферу. Как отмечает Л.Д.Назарова, непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие 4
практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной фольклоротерапии [1]. И народная песня, и танец имеют четкую ритмическую организацию. Ритм рождает звук, его надо услышать не только ушами, но и всем телом, внутри себя. В работу с ритмом входит работа со всем телом и отдельными его частями – губами, руками, ногами, корпусом, головой. Работа с ритмом и звуком направлена не столько на изучение фольклора, сколько на развитие культуры телодвижений и ритмического самосознания. Уже давно известна связь нашего внутреннего мира с производимыми нами движениями. Еще Леонардо да Винчи говорил, что движения человека отражают движения его души. Всегда существует и обратная связь: совершенствуя свои телодвижения, мы совершенствуем свою душу. Ритм внутри нас, как метроном, отсчитывает время и скорость нашей жизни, и сбой его путает звучание и слова, нарушая четкость и связность с окружающим миром. Ритм танца или песни изменяется – участники подстраиваются. Эти навыки переносятся и в реальную жизнь, где ритм жизни все время меняется, без предупреждения, и надо быть готовым к этому. Работа с ритмом, как и танец в целом, способствует не только раскрепощению, но и мобильности, успешной социальной адаптации, как детей, так и взрослых. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь [2]. Цель танцевальных движений в фольклоротерапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы человека, как на 5
физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Таким образом, занятия фольклором оказывают оздоравливающее воздействие как на психическое так и на физическое состояние младших школьников. Комплексность благотворного воздействия фольклора на детей обеспечивает естественное и гармоничное развитие личности ребенка.
Список литературы:
1. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002. 2. Рассулова А. Психология танца. Танцевально - двигательная терапия // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С. 52 - 54. 3. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. – М., 2001 4. Шушарджан С. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994. 6