"Русские народные сказки о животных как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".

Автор: Грунина Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №157 "Аленушка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Русские народные сказки о животных как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Русские народные сказки о животных как эффективное средство развития речи у

детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказки. Русские народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов ( Аникин В. П., Афанасьев А.Н., Зуева Т.В., Померанцев Э.В., Пропп В.Я., Соколов Ю.М., Чичеров В.И ). Ученые высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность. Именно сказки в совокупности с играми знакомят детей дошкольного возраста с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку. В младшем дошкольном возрасте дети, как правило, знакомятся вначале со сказками о животных. Малышам нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказочном мире животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребёнку знание о мире людей, а не о животных. В этом виде сказок обычно нет отчётливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Традиционно главная черта лисицы – хитрость, поэтому речь идёт обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не только однообразный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым – но при этом всегда остаётся недотёпой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одержать победу над любым противником. Дети легко усваивают: то, что волк силён, вовсе не делает его справедливым (Семеро козлят и серый волк) Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Особым же вниманием русская народная сказка пользуется в художественно - речевой деятельности. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги. Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи, а не менее половины детей группы будут владеть активной речью. Для развития речи у детей младшего школьного возраста хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут; бил, бил-не разбил; катится колобок, катится ). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Воспитатель рассказывая, должны подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это «заставит» дослушать сказку, заинтересует, сконцентрирует внимание дошкольников младшего возраста. Ведь всё уже сделано за педагога, народ преподносит героев сказки в интересных, выразительных поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери сильнее его – выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него отняла.
Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он идёт с кассой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок - золотой гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из которого выходит победителем. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Читать малышам сказки младшего возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Необходимо жестикулировать, гримасничать и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями – это побуждает ребенка повторять за вами, тем самым развивать и активизировать свой речевой аппарат и решает одну из самых важных задач – научится правильно и красиво говорить. Конечно, воспитатель должен при выборе сказки обращать внимание и на внешний вид книги. Яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. Народные сказки имеют особый поэтический язык. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Цель чтения сказок в современном дошкольном учреждении нельзя недооценивать: 1. Закрепить представление детей о животных, умение находить их на картинке и называть. 2. Упражнять в звукоподражании; правильно и отчётливо произносить различные звуки . 3. Приучать детей говорить внятно, отвечать на вопросы воспитателя. Именно в дошкольном детстве происходит интеллектуальное и эмоциональное усвоение детьми существующих в обществе нравственных норм, формируются ценностные ориентации, закладываются основы добровольно следовать социально- одобряемым эталонам поведения. Дошкольник наиболее восприимчив для этого. К примеру, детей младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержка и дружба - великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним. «Курочка - ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н.Толстого, несёт в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. А сколько смысла и добра заложено в этом двухминутном повествовании. Для маленьких детей самые доступные поучительно-развлекательные сказки про животных, которые позволяют им самим легко сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо. Народные сказки про животных самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают, спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся. С таких сказок, как «Кот и петух», «Коза-дереза», «Лисичка и журавль», перед детьми представляются разные характеры животных, которые раскрываются в тех или иных жизненных ситуациях. Доверчивый не очень умный петушок, лживая коза, хитрая
лисичка, глупый медведь и другие сразу разгадываются детьми и у них возникают самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения. Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед , и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»). Среди поучительно – развлекательных сказок выделяются надоедливые. Они построены на диалогах, которые характеризуют персонажей по интересным принципам введения всё новых лиц, включаются в разговор и берут участие в событиях. Эти сказки не имеют такого динамического сюжета, как большинство других. Здесь действия из-за постоянного повторения основных событий сказки разворачиваются замедленно («Рукавичка», «Теремок»). Такая особенность сказок(многократное повторение сюжета с небольшими изменениями) как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Такие русские народные сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе воспитатели. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаются воспитательно
-
образовательные задачи:  Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;  Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой;  Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства;  Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой;  Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;  Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;  Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности. «Надоедливые» сказки заманивают ситуативным разнообразием, в основе которых движение – мышка бежит, лягушка прыгает. Происходит постоянное пополнение коллектива. Самохарактеристика, которая подаётся удачными эпитетами: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок - серый
бочёк помогают детям представлять каждое животное. В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка – ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживающие внимание ребёнка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой- либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребёнку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает её к коровушке за молоком. Курица – к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасён, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зёрнышко».) Ирония сказки понятна ребёнку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. Русские народные сказки использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе. Для всех очевидно, что восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают. После небольшой предварительной работы идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение. После рассказывания народной сказки лучше провести небольшую беседу. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. Дети младшего дошкольного возраста усваивают знания при многократном повторении. В тоже время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают, поэтому при повторном рассказывании необходимо использовать: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В завершении работы над русской народной сказкой воспитателю поможет настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями. Русская народная сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Литература: 1. Бабунова Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 295 с. 2. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 152-153. 3. Кондрашова Н. В. Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду // Воспитатель ДОУ - 2014. - № 7. - С. 108-114. 4. Народное искусство в воспитании дошкольников / под. ред. Т. С. Комаровой автор коллк. Т. С. Комарова,Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, Г. В. Быхлцвец, О. А. Соломенникова и др.) . М. : Педагогическое общество России, 2005.- 256 с. 5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию свзязной речи монография. - Москва : Изд-во: «Сфера», 2008. - 104 с.