"Самостоятельная коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста"

Автор: Ашихмина Екатерина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад КВ№8 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Таштагол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Самостоятельная коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №8 «Рябинка» Самостоятельная коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста Творческая разработка Выполнила: Ашихмина Екатерина Таштагол 2016 1
Содержание Введение 3 I Теория и практика коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 1.1 . Проблема коммуникативной деятельности в психолого - педагогических исследованиях 5 1.2 . Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста и реализация ее в соответствии с ФГОС 8 1.3 . Формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков 1 1 II Методические особенности организация самостоятельной коммуникативной деятельностью детей дошкольного возраста 2.1 . Формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию самостоятельной коммуникативной деятельностью 1 7 Заключение 23 2

Введение
Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно-ориентированным формам и методам обучения и воспитания, приоритетом общих человеческих ценностей, свободного развития личности. Реализация данных принципов приобрела особое значение для становления личности ребенка, его психического развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и коммуникативной сферы. Вместе с тем социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, обусловили появление в коммуникативной сфере развития подрастающего поколения таких феноменов как социальная дезадаптация, коммуникативный дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативном, но и в психическом, личностном развитии в целом. Вследствие этого состояние коммуникативной сферы детей дошкольного возраста характеризуется существенным снижением их психологической активности (эмоциональной, двигательной, коммуникативной, познавательной), симплификацией коммуникативного опыта, приводящей к серьезным трудностям в установлении межличностных отношений, в подготовке к школьному обучению, в реализации потенциальных возможностей. Готовность к эффективному самостоятельному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Именно на ранних этапах детского онтогенеза складываются базисные личностные качества и психические свойства ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Формирование коммуникативных умений и знаний является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с 3
другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Цель:
изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Задачи:
1. Выявить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация». 2. Разработать формы организации по освоению образовательной деятельности образовательной области «Коммуникация». 4

I Теория и практика коммуникативной деятельности

детей дошкольного возраста

1.1

.

Проблема коммуникативной деятельности в психолого -

педагогических исследованиях
Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) используется в разных науках. Общее в его трактовке связано с представлением о коммуникации как о «передаче информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов». В педагогическом словаре коммуникация в широком смысле означает связь, взаимодействие, как систем, так и индивидуумов. Данной позиции придерживается П.И. Пидкасистый, который определяет коммуникацию как процесс обмена информацией, взаимодействие между двумя или более лицами, связанные с обменом информацией (сообщения, идеи, знания, представления, стратегии и т.д.). Как известно, коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают коммуникацию межличностную, массовую (средства массовой коммуникации, или СМК), научную, техническую и т. д., поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода. Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. Данная задача приобретает особое значение в связи с введением в 5
действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников. Самостоятельность - постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н. Михайленко), в труде (Р. Буре), в познании (А Мтюшкин, З. Михайлова, Н. Поддъяков), в общении (Е. Кравцова, Л. Артемова). Существуют три основных подхода к пониманию самостоятельности:  первый, в котором самостоятельность определяется как характеристика способа деятельности;  второй, где самостоятельность рассматривается как качество личности;  третий - в котором самостоятельность изучается с точки зрения позиции личности в группе. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается именно в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Самостоятельность может проявляться во всех видах деятельности, и именно она является тем идеалом, к которому стремится любое дошкольное учреждение. Самостоятельная коммуникативная деятельность - деятельность по применению коммуникативной компетенции в процессе восприятия и / или 6
порождения речи в целях решения коммуникативной задачи общения в определенной сфере деятельности. Самостоятельная коммуникативная деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых упражнений, проявляется в словесном творчестве. 7

1.2 Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста и

реализация ее в соответствии с ФГОС
Федеральные государственные требования коммутативную деятельность рассматривала как образовательную область. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: 1.социально - коммуникативное развитие; 2.познавательное развитие; 3.речевое развитие; 4.художественно эстетическое развитие; 5.физическое развитие. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 8
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении. Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных 9
способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей. Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально- коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе. Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально- психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская). К элементам эффективного общения относят следующие: - желание вступать в контакт с окружающими; - умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную 10
произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей, которые мы подробнее рассмотрим в следующем параграфе. 11

1.3 Формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию

КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ

Формы организации деятельности детей
групповые подгрупповые индивидуальные подгрупповые
Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей
- интегрированные занятия; - игровые ситуации, игры с правилами ,дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные); - беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др. - индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке; - самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории 12

Сентябрь - диагностика коммуникативной стороны детей.

Разделы

Возраст

Режимные моменты

Совместная

Самостоятельная

Совместная

(задачи, блоки)

деятельность

деятельность детей

деятельность

с педагогом

с семьей

I. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
1. Речевое 1 .Эмоционально- 1 .Содержательное 1 .Эмоционально- А) Освоение стимулирование практическое игровое взаимодействие практическое диалогической (повторение, объяснение, взаимодействие детей (совместные игры с взаимодействие (игры с формы речи со обсуждение, побуждение, (игры с предметами и использованием предметами и взрослыми, напоминание, уточнение) сюжетными игрушками). предметов и игрушек) сюжетными игрушками, освоение - формирование 2. Обучающие игры с 2.Совместная предметная продуктивная инициативных элементарного использованием и продуктивная деятельность). высказываний реплицирования. предметов и игрушек. деятельность детей 2. Игры парами. (мл . гр) 2.Беседа с опорой на 3.Коммуникативные игры (коллективный монолог). 3.Беседы. зрительное восприятие и с включением малых 3.Игра-драматизация с 4.Пример без опоры на него. фольклорных форм использованием разных коммуникативных кодов 3. Хороводные игры. (потешки, прибаутки. видов театров (театр на взрослого. пальчиковые игры. колыбельные). банках, ложках и т.п.) 5.Чтение, рассматривание Б) Освоение 4. Образцы 4. Сюжетно-ролевая игра. 4.Игры в парах и иллюстраций. диалогической коммуникативных кодов 5. Игра-драматизация. совместные игры формы речи со взрослого. 6. Работа в книжном (коллективный монолог) взрослыми. 5. Тематические досуги. уголке освоение 7.Чтение, «коллективного рассматривание монолога» иллюстраций (беседа). (ср.гр) 7. Сценарии активизирующего общения. В) Освоение 1 .Поддержание РИмитативные 1 .Самостоятельная РИгры парами. диалогической социального контакта упражнения, художественно-речевая 2.Пример формы речи со (фактическая беседа, пластические этюды. деятельность детей коммуникативных кодов взрослыми и эвристическая беседа). 2. Сценарии З..Сюжетно-ролевая игра. взрослого. 13
детьми активизирующего 3.Чтение, рассматривание (ст, подг) 2. Образцы общения. 4. Игра- импровизация по иллюстраций коммуникативных мотивам сказок. 4. Беседы кодов взрослого. 3. Чтение, 5. Театрализованные 5. Игры-драматизации 3.Коммуникативные рассматривание игры. 6. Досуги, праздники тренинги. иллюстраций 6. Игры с правилами. 7. Экскурсии 4. Тематические досуги. (беседа.) 7. Игры парами 8.Совместные семейные 5. Гимнастики 4. Коммуникативные (настольно-печатные) проекты (мимическая. тренинги. 8. Совместная логоритмическая). 5. Совместная продуктивная продуктивная деятельность детей деятельность. 6. Работа в книжном уголке 7. Экскурсии. 8. Проектная деятельность
II. Развитие всех компонентов устной речи
1 .Формирование 1 .Называние, повторение, 1 .Сценарии 1 .Совместная ]. Объяснение. лексической слушание активизирующего продуктивная и игровая повторение, исправление стороны речи 2.Речевые дидактические общения. деятельность детей. ческие игры (Мл, ср) игры. 2. Дидактические игры 2. Словотворчество 4. Чтение, разучивание 3.Наблюдения 3 .Настольно-печатные стихов 4. Работа в книжном игры 5. Беседа, пояснение уголке 4. Досуги 5.Чтение 5.Продуктивная 6. Беседа деятельность 6. Разучивание стихотворений 7. Работа в книжном уголке Формирование 1 .Речевые дидактические 1 .Сценарии 1матизация 1. Объяснение, повторение, 14
лексической стороны речи (Ст., под.) игры. разучивание 4. Досуги активизирующего общения. 2. Дидактические игры 3. Игры-драматизации 4. Экспериментирование с природным материалом 2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. 3. Самостоятельная художественно-речевая деятельность исправление 2.Дидактические игры 3. Чтение, разучивание стихов 4. Беседа 2. Формирование грамматической стороны речи (Мл., ср) 1 Пояснение, исправление, повторение 2.Дидактические игры 3.Речевые тренинги (упражнения) 4.Беседа чтениее стихов 1 .Обучение, объяснение, напоминание. 2. Сценарии активизирующего общения. 3. Дидактические игры 4.Разучивание, пересказ 5. Игра-драматизация 1 .Игра-драматизация 2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. 1 .Дидактические игры 2. Чтение, разучивание стихов 3. Беседа Формирование грамматической стороны речи (Ст., под.) 1 Пояснение, исправление, повторение 2.Дидактические игры 3.Речевые тренинги (упражнения) 4.Беседа чтение стихов 1.Сценарии активизирующего общения. 2.Разучивание, пересказ 3.Досуг 4.Дидактические игры 5. Речевые задания и упражнения 1.Игра- импровизация по мотивам сказок. 2. Театрализованная деятельность 1 .Дидактические игры 2. Чтение, разучивание стихов 3. Беседа 4. Экскурсии 3. Формирование произносительной стороны речи 1 .Объяснение, повторение, исправление. 2. Слушание, 1. Обучение, объяснение, повторение. 2.Речевые упражнения, 1.Игра-драматизация. 2. Театрализованная деятельность. 1 .Имитационные упражнения 2 Дидактические игры воспроизведение, задания. 3. Разучивание имитирование (развитие 3. Дидактические игры. скороговорок. фонематического слуха) 4. Имитационные чистоговорок. 3. Артикуляционная упражнения. 4. Тренинги (действия по гимнастика 5. Сценарии речевому образцу 4. Речевые дидактические активизирующего взрослого). игры. общения. 5.Тренинги (действия по 6. Досуг речевому образцу 15
взрослого). 6. Разучивание скороговорок, чистоговорок. 7. Индивидуальная работа Формирование 1 .Артикуляционная 1.Речевые упражнения, 1.Игра- импровизация по 1 .Дидактические игры произносительной гимнастика задания. мотивам сказок. стороны речи 2.Разучивание (Ст.. под) 2.Речевые дидактические 2. Дидактические игры. 2. Игра-драматизация скороговорок. игры. чистоговорок, стихов 3. Имитационные 3. Театрализованная 3.Тренинги (действия по упражнения. деятельность 3. Игра-драматизация речевому образцу взрослого). 4. Сценарии 4. Консультации у активизирующего логопедов 4. Разучивание общения. скороговорок, чистоговорок. 5. Досуг четверостиший. 5. Формирование 1. Наблюдение за 1. Занятия по ^рами 1 .Открытый показ занятий связной речи объектами живой -обучению пересказу с 2.Театрализованная по обучению (монологической природы, предметным опорой на вопросы деятельность рассказыванию. формы) миром воспитателя 2. Информационная 2.Чтение сказок, рассматривание иллюстраций 3. Дидактические игры -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных поддержка родителей З.Экскурссии с детьми 16
картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание д/и «Поезд») 2. Показ настольного театра или работа с фланелеграфом 3. Рассматривание иллюстраций, 4. Беседа о персонажах 5. Чтение потешек, песенок на тему сказки 6. Игра-инсценировка 1. Наблюдение за объектами живой Домашние задания 2Дидактические игры 1 .Игры-импровизации по мотивам сказок 1 .Открытый показ занятий по обучению 17
природы, предметным миром 2.Чтение сказок, рассматривание иллюстраций игры 3. Экскурсии 4. Проектная деятельность 5. Досуги и праздники 6. Экспериментирование 2. Проектная деятельность рассказыванию. 2. Информационная поддержка родителей З.Экскурссии с детьми 4. Участие в проектной деятельности
III. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
1 .Образцы коммуникативных кодов взрослого. 2.Освоение формул речевого этикета е) Сюжетно-ролевые игры Чтение художественной литературы Досуги Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Эмоциональная поддержка родителей 1.Образцы коммуникативных кодов взрослого. 2.Использование в повседневной жизни формул речевого этикета 3. Беседы 1. Интегрированные занятия 2. Тематические досуги 3. Чтение художественной литературы 4. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций 1 .Самостоятельная художественно-речевая деятельность 2. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. З.Сжетно-ролевые игры Эмоциональная поддержка родителей 18

2.1 Театрализованная игра как средство развития самостоятельной

коммуникативной деятельности дошкольников
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций. Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и

взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия. 2. Освоение детьми разными видами деятельности. 3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми. 19
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально- волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, 20
активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей: 1. Знакомство с окружающим миром. 2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение). 3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь) 4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу). 5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость). 6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание). 7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 21
8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности. 9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение. Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения. Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля. Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами 22
Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности: 1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности). 2. Разнообразие тематики и методов работы. 3. Максимальная активность детей. 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого). 5. Компетентность педагога. 6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход). 7. Принцип игровой подачи материала.
Виды мотиваций в театрализованной игре:
 Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).  Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).  Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса). Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на 23
блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).
Принципы организации театральной среды:
1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза». 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. 3. Принцип стабильности-динамичности. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу). 5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка). 6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового). 7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности). Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей. Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, 24
способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. 25

Заключение
Таким образом, коммуникация - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Театрализованная деятельность сегодня, когда образование приобрело личностно-ориентированную модель культуросообразного типа, выступает одним из сильных средств воспитания, которое отражает мир социальных отношений, взаимодействий человека и помогает преодолевать неуверенность, зажатость, скованность. Дети вступают в этот взрослый мир, еще не достаточно накопив социального и культурного опыта, и предстают в нем или как беспомощные, затерянные и растерянные, или же, как агрессивные, беспощадные, отвергающие и отметающие все вокруг. Театр становится тем пространством, которое устанавливает равновесие, гармонию между всеми и одним, между добром и злом, между вечностью и мгновением, между людьми и человеком. Театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным. 26

Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. Изд.: МПСИ, 2009. – 432 с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с. 3. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16. 4. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96. 5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с. 6. Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005 7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112 8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с. 9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105 10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с. 11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83 27