"Самостоятельная работа обучающегося – одна из форм подготовки квалифицированных специалистов среднего звена".

Автор: Боев Евгений Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Борисоглебский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Борисоглебск Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Самостоятельная работа обучающегося – одна из форм подготовки квалифицированных специалистов среднего звена".
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


САМОСТОЯТЕЛЬНЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ – ОДНА ИЗ ФОРМ

ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СРЕДНЕГО ЗВЕНА.

Е. А. Боев.
Преподаватель истории, Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский медицинский колледж», г. Борисоглебск. В данной статье рассматривается формы и виды самостоятельной работы обучающихся, а также её организация в образовательном учреждении. Значение самостоятельной работы обучающихся для подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова:
квалифицированный специалист, самостоятельная работа, условия, мотив, аудиторная, внеаудиторная, творческая. Изменения социальной и образовательной ситуации в нашей стране вызвали необходимость поиска надежных и эффективных способов учебно- воспитательной деятельности. Современный этап развития среднего профессионального образования определён в статье 68. «Среднее профессиональное образование» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Всё это позволяет образовательному учреждению расширить масштабы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена. Уровень подготовки в системе среднего профессионального образования даёт возможность одновременно получить общее и профессиональное образование. Безусловно, очень важно, чтобы система среднего профессионального образования сохраняла и продолжала выполнять важнейшую функцию социализации подростков, функцию воспитания, развития личности и становления полноценных граждан нашего общества. Современный квалифицированный специалист должен быть компетентным, самостоятельным, ответственным. Его должны отличать системное и аналитическое мышление, информационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активность. Он должен постоянно стремиться к обновлению знаний. 1
Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию над профессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения. Одной из актуальных проблем среднего профессионального образования является недостаточный интерес обучающихся к профессиональному образованию. Поэтому главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения профессии в соответствии с собственными интересами и способностями, стимулировать проявление активности в различных видах деятельности - культурной, научной, общественной и т.д. Решение этой проблемы не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца. Личностно-ориентированное обучение создаёт условия для каждого обучающегося проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения. Большую роль в этом играет самостоятельная работа обучающегося. Для организации самостоятельной работы необходимы условия: - готовность к самостоятельному труду; - мотив получения знаний; - методические рекомендации по выполнению работы; - наличие и доступность справочного материала; - система регулярного контроля. Главное в организации самостоятельной работы заключается не только в создании условий выполнения работы, но и в дифференцированных формах в зависимости от вида деятельности. Рассматривая мотивы, способствующие активизации самостоятельной работы, можно выделить: - полезность выполняемой работы; (Обучающийся должен знать, что его работа может быть в дальнейшем использована для работы преподавателя, методических пособиях для обучающихся) - участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах; - контроль выполнения самостоятельной работы; (Этот мотив вызывает стремление к состязательности, что само по себе является мотивацией к самосовершенствованию.) В учебном процессе самостоятельная работа представлена в трёх взаимосвязанных формах: - аудиторная, выполняется непосредственно под руководством преподаватель в аудитории; - внеаудиторная, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия. Обучающемся предоставляется возможность выбора тем и форм выполнения работы. Во внеаудиторной работе можно выделить: подготовку к аудиторным занятиям, 2
практическим занятиям, подготовку к отдельным темам учебной дисциплины, подготовку к выполнению контрольных работ, выполнение тестовых заданий, решение задач; составление кроссвордов, схем, написание эссе, курсовой работы и др.; - творческую, участие в научно-исследовательской работе в учебном заведении, участие в научных и научно-практических конференциях. Развитие научно- исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию мотивации к дальнейшему образованию. Таким образом, самостоятельная работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее, но рассматривая самостоятельную работу обучающихся, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, 50% времени выделено на самостоятельную работу обучающихся, хотя это не всегда выдерживается. Это связано с тем, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному повышения познавательной активности обучающихся, их самостоятельности. В них мало заданий, которые знакомили бы обучаемых с приемами познавательной деятельности, прививали бы им навыки самостоятельной учебной работы. Поэтому образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы должно обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся. В результате этого самостоятельная работа должна стать одной из ведущих форм организации учебного процесса. Новая роль самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на новые образовательные стандарты, коренным образом преобразить весь учебно-воспитательный процесс: позиция «преподаватель впереди обучающегося» должна поменяться на позицию «обучающийся впереди», по сути от парадигмы обучения к парадигме образования. Литература 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 68. Среднее профессиональное образование. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М.: Логос, 2004. 4. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. 2006. №7. С.109-114 5. Рубаник А. Самостоятельная работа студента // Высшее образование в России. 2005. №6. С.120-124 3