"Некоторые особенности работы над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Автор: Бельчева Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Камбарка
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Некоторые особенности работы над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБУ дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
на тему: «Некоторые особенности работы над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля» Составитель: Татьяна Александровна Бельчева преподаватель г. Камбарка 2015 г.

Содержание:
Введение Ход урока: I . Организационный II. Центральный раздел : 1. Тематическое вступление 2. Работа над музыкальным материалом, преодоление исполнительских трудностей 3. Домашнее задание III Заключение Список используемой литературы 2

Конспект открытого урока
Тема урока : «Некоторые особенности работы над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля». Цель урока: Овладение разными видами пианистических навыков в пределах изучаемых произведений. Единство технического и художественного развития. Задачи: - Образовательные: формирование умения и навыков совершенствование умений и навыков - Развивающие: привить учащимся основы исполнительской культуры развитие музыкальных способностей учащихся развитие исполнительских навыков .развитие творческой активности, инициативы учащихся - Воспитательные: формирование мотивации творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям способствовать воспитанию у учащихся любви к музицированию воспитание усидчивости и трудолюбия Материально-техническое обеспечение : фортепиано, нотный материал, ноутбук (фонохрестоматия) Методы обучения: - словесный (беседа, объяснение) - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация) - практический (работа на инструменте) - эмоциональный (подбор образов, художественных впечатлений) - аналитический (сравнение и обобщение развития логического мышления) Основные методические принципы: -принципы постепенности и последовательности - принципы единства художественного и технического развития - принцип индивидуального подхода к каждому ученику Тип урока: комбинированный урок получения и закрепления умений и навыков Музыкальный материал: 1. С.Рахманинов «Романс», 2. Н.Паганини «LaCampanella » транскрипция для ф-но в 6 рук MaurizioMachella 3

Введение
«Авторский текст - это как бы своеобразный «архитектурный чертеж», « разгадка» и выполнение которого выпадает на долю каждого исполнителя». К. Игумнов Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства - фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Трудно переоценить роль ансамблевой игры в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях, совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся, а также формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой музыкальной классики, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный ансамбль начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями и достиг своего расцвета в начале 19 века . Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски . К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Для фортепианного ансамбля писали почти все композиторы 19 и 20 столетия. Тогда наряду с самостоятельными сочинениями появились и переложения оркестровой музыки. В те времена совместное музицирование было средством общения, давало возможность познакомиться с оркестровыми сочинениями самых различных жанров. Кроме произведений , предназначенных для домашних музыкальных занятий , педагогической работы, было создано немало оригинальных пьес, требовавших от исполнителей несомненного профессионализма и исполнявшихся на концертной эстраде. Идея обогатить репертуар для фортепиано ансамблевым исполнением по-прежнему способна принести плоды, интересные как для слушателя, так и для самих исполнителей. 4

Ход урока

I. Организационный момент
: Приветствие, представление учащихся (Старкова Екатерина, Старкова Мария, Шляпникова Ксения 6 класс), озвучивание темы урока, изложение целей, задач (методов обучения, типа урока)
Цель:
настроить учащихся на эффективную учебную деятельность.
Задачи:
- активизировать концентрацию внимания на изучаемом материале - донести до учащихся тему урока - создать благоприятную творческую атмосферу. На данном этапе используется словесный метод обучения.
II. Центральный раздел

1.Тематическое вступление
Педагогическая практика показала, что, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано музицирование в ансамбле имеет большое значение для решения определенных учебно- воспитательных задач. Игра на фортепиано в четыре руки - вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом и который приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества. Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Хорошо известно, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритм, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, нередко большее, чем сольное исполнение. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с 5
индивидуальностью исполнения партнёра. Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе. И если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
2. Работа над музыкальным материалом, преодоление исполнительских

трудностей
Цель: преодоление исполнительских трудностей Методы: словесный, практический Фортепианное трио
«Созвучие»
создано в сентябре 2012 года. Название коллективу девочки выбирали сами. Девочки уже имели некоторый опыт дуэтной игры (ученик- педагог), владеют элементарными навыками совместного исполнения.На протяжении 3 лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь с огромным желанием фортепианным ансамблем. Итак, первым представленным произведением будет
«Романс» С. Рахманинова
. Прежде чем взять в работу это произведение ансамблем был пройден «Вальс» С. Рахманинова, прослушан ряд фортепианных произведений композитора, в том числе и Романс. Пьеса готовится к конкурсному выступлению. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание трех партий, сливающихся в органически единое целое. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения. В работе над этим произведением учащимся пришлось решать вопросы синхронного, слаженного триольного сопровождения в двух партиях , общность ритмической пульсации,воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Ощущение мерности движения очень важно почувствовать перед началом исполнения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения, и 6
прежде всего пальцевую ровность. «Чувство …ровности движения приобретается всякой совместной игрой …», писал Н.А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующие воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше. Это потребовало от учениц особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой пьесой мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки.Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие. Особую сложность при разучивании этого произведения доставило совместное росо rit и ritard. Многократное прослушивание передачи пассажа из рук в руки, мелодии из партии в партию. Во 2 части тема проходит в нижней партии. Она в аккордовом изложении, в низком регистре, другая тембровая окраска по сравнению со звучанием темы в первой части. Маше трудно показать ее более выпукло , поскольку она приходится на слабые 4-5 пальцы, пришлось много проучивать ее, вначале услышать густой тембр в нижнем регистре, затем вычленить в аккордах тему(прививаем учащейся навыки управления работой мышц). Много слушали в записи данный романс в исполнении трио из Японии, обсуждали их исполнение, сравнивали что не получается у нас. Получился хороший диалог, девочки понимают свои ошибки, учатся излагать свои мысли. Рекомендации – поучить каждому трудные места дома, закрепить знание текста на память.
Послушаем 2 произведение « LaCampanella »Н Паганини.
Взято в работу относительно недавно.Хочется отметить очень оригинальную аранжировку этого произведения. В процессе разбора нотного текста сделали аналитический анализ: - гармоническое осмысление нотного текста; - анализ структуры рисунка; - тщательный разбор деталей. Благодаря этой работе, ученик быстрее усваивает текст произведения. Важно помнить, что процесс работы над произведением любого жанра начинается с определения художественного содержания. Правильной передаче образа, эмоционального строя произведения способствуют многие средства выразительности, в том числе, качество звука. С первых занятий над этим произведением уделяем много внимания 7
звуковым задачам. В понятие работы над звуком входит и артикуляция( лат articulatio– членораздельно произношу) , так как окраска звучания требует разнообразия и гибкости. Много пришлось поработать во второй партии у Кати над технически сложным местом, где необходимы крепкие пальчики и хорошая артикуляция. Это произведение помогает развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники. Шести ручное переложение этого произведения предполагает очень близкое расположение рук учащихся, важно приспособиться, чтобы не мешать друг другу.Осознание музыкально-художественных задач всегда предшествует выполнению технической работы. Технически сложные места (есть в каждой партии) пришлось изначально проучить с каждым учеником, подобрать индивидуально каждому удобную аппликатуру. Г.Нейгауз сказал: « Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее ярко передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом ». Любой ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную аппликатуру, быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Это очень сложный и трудоемкий процесс. На каждом занятии уделяем этому внимание. Создание единой динамики- важное условие ансамблевой игры В данном произведении много динамических контрастов, что требует многократного оттачивания, прослушивания . Определенную сложность составляет равновесие звучания в аккордах, точность их взятия и снятия (много слушали в медленном темпе) Так как в этом произведении темы проходят в унисон в разных партиях пришлось много поработать над согласованностью штрихов в мелодии, передачей пассажа из одной руки в другую, мелодии из партии в партию. Огромное значение имеет выбор правильного темпа. В его основе должно лежать стремление к качеству, а не к рекордной быстроте. Нужно качественно отрабатывать общность ритмического пульса и темпа, не проскакивать «трудные» места, важно услышать единство опорных долей. На данном этапе – есть тенденция к ускорению темпа. Очень полезно, когда произведение исполняется в авторском темпе, вернуться к медленному темпу, отрабатывать коллективный ритм. Так же выбор темпа зависит от технических возможностей, индивидуальных качеств каждого участника ансамбля. 8

3. Домашнее задание
Цель этапа – Самостоятельная домашняя работа. Реализация творческой инициативы учениц. Задача: - Определить объем домашнего задания - закрепить знания и навыки, наработанные на уроке. В завершении урока подводим итоги, беседуем с ученицами. С поставленной задачей на уроке мы справились. Анализируем урок – что получилось, над чем и как надо потрудиться. Главная задача – помочь ученицам на базе изучаемых произведений овладеть различными видами техники фортепианной игры и применять их в дальнейшем. Запись домашнего задания в дневник (конкретно, определенно, понятно) 1. Закрепление нотного текста, в зависимости от уровня освоения каждого изучаемого произведения. 2. Добиться качественного исполнения навыков, полученных на уроке в каждом конкретном произведении. 3. Создание художественного образа в каждом произведении (учитывая возможности уровня освоения).
Романс
- поучить каждому трудные места дома, закрепить знание текста на память.
Lacampanella
– каждому выверить аппликатуру, поиграть в умеренном темпе. 9

III. Заключение
Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию. Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы.Игра в ансамбле- огромный развивающий материал . Воспитывает умение слушать партнера, чувство ответственности, взаимной поддержки, радость от общения. Ученики начинают понимать своеобразие совместного исполнительства, приобретается чувство сценической свободы. Фортепианное трио «Созвучие» - непременный участник различных школьных , городских и районных концертов. Коллектив - многократный Лауреат и Дипломант Республиканских, Российских и Международных конкурсов.
Список используемой литературы
10
1. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». М., «Классика – XXI», 1999г. 2. И. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». М., «Классика – XXI», 2003г. 3. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой». М., «Классика – XXI», 2003г. 4. К.А. Мартинсен «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». М., «Классика – XXI», 2002г. 5.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. Музыка, 1988. 6.Статьи А.Готлиб Первые уроки фортепианного ансамбля. 11