"Интеграция образовательных областей по развитию у дошкольников исследовательских способностей"

Автор: Лыкосова Лилия Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д/с №14
Населённый пункт: р.п.Лесогорск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция образовательных областей по развитию у дошкольников исследовательских способностей"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Интеграция образовательных областей по развитию у дошкольников исследовательских способностей». Вот уже три года я работаю над этой темой. Считаю,что в связи с введением ФГОС, развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. А для детей старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность. Её целью является выявление причинно- следственных связей, умение логично рассуждать, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей. При разработке содержания познавательной деятельности в соответствии с ФГОС, стараюсь учитывать следующие условия: - предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности); - чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них; - содержание должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы; - эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей. Мыслительные эксперименты (игры) я использую в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения в которых проходят в уме. Такие игры называют мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, воском, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, на наждачной бумаге, путём складывания бумаги с только что нарисованным объектом и т.д.).
При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают нам преподносить познавательные занятия через поиск решений, проверку экспериментом. В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации. Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На прогулках, в окружающей действительности я планирую наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике. В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Центр экспериментирования. В нём имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах. Опыты организую по желанию детей, но при этом уточняю, что они хотят получить. Ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Для безопасного исследования вместе с детьми разработали правила на всю жизнь и оформили «Дуб мудрости». Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности неразрывны между собой. В их основе лежат:  развитие исследовательских умений и навыков дошкольников;  умение ориентироваться в информационном пространстве;  умение самостоятельно конструировать свои знания;  умение интегрировать знания из различных образовательных областей;  умение критически мыслить, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение.
И в заключении хочу сделать такой вывод: правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.