"Профессиональное объединение "Школа молодого воспитателя" как ресурс становления педагогического мастерства"

Автор: Кривленкова Марина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Песковка
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное объединение "Школа молодого воспитателя" как ресурс становления педагогического мастерства"
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Профессиональное объединение «Школа молодого воспитателя»

как ресурс становления педагогического мастерства»

Старший воспитатель МКДОУ д/с №5 «Родничок»

пгт.Песковка Омутнинского района

М.В.Кривленкова
Переход на Федеральные Государственные образовательные стандарты требует от воспитателя специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Но за последние года педагогический коллектив претерпел большие изменения. Помимо воспитателей со средним или высшим педагогическим образованием в дошкольных организациях работают педагоги давно получившие педагогическое образование, и не имеющие стажа работы. Проведённый количественный и качественный анализ состава педагогического коллектива свидетельствует о том, что, в детском саду меняется возрастной состав воспитателей. Квалификационный уровень педагогов разный. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в детском саду с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми. Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, и личностно-ориентированной систем обучения; знание педагогической технологии, интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду его личностного и профессионального развития. В ходе организации воспитательно- образовательного процесса молодые специалисты: -имеют недостаточный опыт работы, как с детьми, так и их родителями; -с трудом применяют свои теоретические знания на практике; - испытывают затруднения во всех видах планирования и организации своей педагогической деятельности; - затруднения в создании предметно- развивающей среды и т.д. Для того, чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего воспитателя, мною была выбрана одна из эффективных форм работы с молодыми воспитателями в ДОУ
«Школа молодого

воспитателя».

Цель
которой, создание условий для успешной адаптации педагога в ДОУ в условиях реализации ФГОС и его личностного и профессионального развития.
Задачи:
1. Обеспечение повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ по вопросам организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС. 2. Создание психологической готовности к работе в новых условиях.
3. Развивать способности и готовность педагогов к проектированию деятельности по реализации ФГОС. Низкий уровень готовности педагогов к переходу на ФГОС вызвал необходимость системы последовательных мер . Мною была создана авторская программа профессионального развития педагогов. Одним из блоков программы является профессиональная подготовка молодых воспитателей к работе в новых условиях. Я хочу познакомить вас с реализацией данного блока программы.
Структура блока
1. Теоретическая информационная поддержка (в этой части блока педагоги получают теоретические знания, знакомятся с понятиями определений дошкольной педагогики) 2. Формирования практического потенциала педагогов (полученные теоретические знания педагоги используют на практике. Функция старшего воспитателя в этой части блока наблюдение за деятельностью педагога и помощь в работе) 3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС (работа с документами, разработка календарно – тематического планирования) Содержание работы направлено на изучение основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, какие она определяет цели , содержание образования и как организован образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Реализация программы соответствует трём основным этапам.
Основные этапы:

-подготовительный

(изучение потребностей)
На первом этапе была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей. Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Выявлялись затруднения начинающих педагогом, определение их статуса для дальнейшего развития, шла разработка перспективного плана работы.
-основной (реализационный)
на втором этапе шла реализация плана в форме организации теоретических и практических занятий. Мероприятия проводились в течение года в соответствии с разработанным планом. Совещания проводятся 1 раз в месяц. Каждый год содержание плана изменяется и дополняется в соответствии с потребностями педагогов. Для обучения молодых воспитателей использую различные формы и методы. Это
обучение на рабочем месте
, осуществление практики
наставничества
, участие в работе
методических объединений
(ДОУ, района, посёлка),
самообразование
, включающее самостоятельное изучение образовательной программы,
обучение на курсах повышения квалификации
, методическое сопровождение деятельности молодых специалистов. Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний молодых педагогов, развитию навыков практического применения полученных знаний. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

- рефлексивный
на третьем этапе шло анкетирование, подведение результатов конкурсов, анализ. В ДОУ сложилась модель взаимодействия с молодыми педагогами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации. Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении: • молодые воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; • у молодых воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс; • молодые воспитатели являются активными участниками профессиональных объединений, конкурсов и имеют положительные отзывы от руководителей районных профессиональных объединений. Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в условиях реализации ФГОС, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность. Но самый главный результат в том, что, ни один молодой педагог не ушел из сферы дошкольного образования. «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни». Е.И.Рерих