"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"

Автор: Жукова Алена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №17" ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Новосемейкино
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, поселок Новосемейкино
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


I.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на

решение профессиональной проблемы
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека отвечающего требованиям 21 века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, обладающий моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: - совокупность средств, знаний и умений; - побуждение к действию. Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающий инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. В практике дошкольного воспитания проблема самостоятельности дошкольника в творческой деятельности уделено особое место. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Успешное развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности происходит в определенных психолого-педагогических условиях. В практике дощкольных образовательных организаций можно выделить следующие недостатки. В результатах: - ребенок не умеет правильно держать карандашь или кисть; - не может аккуратно закрашивать рисунки (краски сливаются); - ребенок не способен к принятию собственных решений (не знает что рисовать); - ребенок не умеет пользоваться палитрой (для получения нового оттенка); - ребенок не умеет доводить начатое дело до конца (закончить рисовать рисунок). В основном процессе: - педагог недостаточно уделяет времени ребенку,чтобы научить его держать правильно кисть или карандашь; - педагог не использует в процессе игровые ситуации для закрепления навыков изобразительной деятельности; - работа педагогом проводится не систематизировано; - не закрепляются полученные навыки в семье. В условиях профессиональной деятельности: - отсутствие мультимедийного оборудования и пособий для обучения детей; - недостаточно наглядного материала; - недостаточно насыщенная предметно-развивающая среда для творческой
деятельности. На основании анализа недостатков определяются следующие противоречия:  формирование самостоятельности в организации рабочего места средних дошкольников, оснащенном различными материалами для рисования, происходит в НОД и самостоятельной практической деятельности в режимных моментах, однако отсутствие у детей навыков и умений, не позволяет осуществить творческую деятельность в полном обьеме;  развитие творческих навыков и умений у детей требует использование в НОД насыщенной предметно-окружающей среды, мультимедийных пособий, наглядного материала, но образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами для создания этих условий;  формирование самостоятельности при осуществлении изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста возможно при условии закрепления навыка и самостоятельного выполнения в семье,однако пассивная позиция родителей не позволяет создать эти условия. 1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа недостатков можно выделить следующую проблему: - поиск и обеспечение условий для самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 2. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок может приобрести следующие навыки и умения:  специфика дошкольного детства (гибкость,пластичность развития ребенка,высокий разброс вариантов его развития,его непосредственность
и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка (см.целевые ориентиры). 3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Педагогические условия: - эстетическое отношение к окружающему миру. Систематически осуществлять процесс ознакомление с окружающим миром (рассматривать иллюстрации,репродукции известных художников);  организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье (совместные торческие проекты и выставки);  комплексное и систематическое использование методов и приемов: наглядные пособия, словесные (рассказы и беседы), практические (смешивание красок), игровые (дидактические игры). Не забываем о том, что педагог должен вносить новые материалы для реализации самостоятельной творческой деятельности, уметь организовывать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. В средства обучения необходимо включить:  выставки семейных рисунков;  проектную деятельность (творческую);  музейные встречи;  мультимедийные дидактические игры по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»;  организовать кружок по нетрадиционным техникам рисования. Чтобы понять, насколько эффективны средства обучения, контролировать
качество и характер изменений у детей, для этого должна быть создана организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребности детей. 4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). В кадровых: - подготовка и профессиональная компетенция воспитателей по развитию у детей самостоятельности в изобразительной деятельности; - прохождение воспитателями курсов повышения квалификации; - проведение педагогических советов; - участие в методических обьединениях. В научно-методических: - изучение и применение в практике передового опыта других педагогов; - изучение новинок методических рекомендаций по данной теме. В нормативно-правовых: - анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации); - составление тематического планирования работы по равитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности. Материально-технические: - обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал; - приобретение мультимедийного и наглядного оборудования; - приобрести настольно дидактические игры; - раздаточный и демонстративный материал; - информационные пособия для родителей; Информационные: - использование информационных технологий в образовательном процессе;
- создание мультимедийного пособия «Веселые уроки»; - использование и обогащение мультимедийной картотеки. Организационные: - взаимодействие родителей и педагогов в вопросах становления самостоятельности в изобразительной деятельности детей; - выставки художественно-творческой деятельности детей; - использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграции в целях становления самостоятельности. При развитии самостоятельности в процессе изобразительной деятельности развивается интерес детей к изобразительной деятельности, у детей формируется умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Ребенок умеет правильно держать карандашь или кисть в руках,правильно использовать их при создании изображения. Ребенок имеет полное представление о цветах и оттенках окружающих предметов. К уже известным умеет добавлять новые, имеет представление как можно получить нужные цвета. Задача педагогов и родителей способствовать успешному развитию данного качества у детей.
II.

Описание работы с алгоритмом использования электронного

интерактивного дидактического мультимедийного пособия в

образовательном процессе

-
Тема пособия: «Веселые роки» - Возраст целевой группы: 4-5 лет - Цель пособия: Способствовать эстетическому восприятия и самостоятельной деятельности детей - Задачи пособия: Расширять представления детей об окружающей действительности; расширять умение узнавать предметы по форме,
контуру и определять цвет.  Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1
Титульный лист
№ 2
«Банан» Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку, назвать что на ней нарисовано и выбрать нужный цвет, чтобы ее раскрасить.
№ 3
Если ребенок ответил правильно,то появляется правильно раскрашенный фрукт.
№ 4
«Выбери лишний цвет» Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку, назвать, что на ней нарисовано и выбрать лишний цвет.
№ 5
Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка.
№ 6
«Кит» Воспитатель предлагает рассмотреть картинку,назвать что нарисовано и раскрасить в нужный цвет.
№ 7
Если ребенок отвечает не правильно, то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильно раскрашенная картинка.
№ 8
«Назови цвета кленовых листьев» Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать
цвета листьев. № 9 Если ребенок отвечает не правильно, то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № 10 Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № 11 Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка.

Молодец!!! Ты справился со всеми заданиями!!! Ура!!! Молодец!!! Ты справился со всеми заданиями!!! Ура!!!