"Формирование семейных ценностей у школьников"

Автор: Субботина Татьяна Григорьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ "Володарская средняя школа"
Населённый пункт: п.Володарский Первомайского района Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование семейных ценностей у школьников"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование семейных ценностей у школьников.
Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе, воспитание человека начинается с воспитания его семьи. Поэтому, при поступлении ребёнка в школу с родителями и ребенком проводится анкетирование, позволяющее ближе узнать семью, индивидуальные консультации по вопросам организации быта и досуга в семье, изучаются семейные ценности и правила, по которым живет семья, при необходимости организуются пути решения проблем. На основе полученной информации составляются социальные паспорта классов, школы. Формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием нравственных начал личности в условиях конкретной семьи. Это очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное влияние оказывают такие негативные факторы, как разрушение нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д. В этих условиях на школу ложится сложнейшая задача противостоять рискам, «находящим свое выражение в дезадаптации родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с асоциальной атмосферой), семейной дестабилизации и неэффективном выполнении семьей функции социализации и индивидуализации личности ребенка». Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно- нравственных ценностей. Она проводится с родителями обучающихся, с обучающимися, с педагогическими кадрами.
Работа с кадрами
традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов рассматривались следующие вопросы: «Диагностика и анализ в процессе
педагогического сопровождения семейного воспитания» ; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы» ; на теоретических семинарах – «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; на МО классных руководителей – «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания».
В работе с родителями
выделяются три основных направления: просвещение родителей; управление; совместные мероприятия . Просветительская деятельность осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток. Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе, работе Управляющего Совета школы. Классные руководители организуют совместную с родителями внеурочную деятельность. Разнообразна и внеклассная работа. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые. Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Весёлые старты», лыжные гонки, трудовые десанты, субботники, совместные походы, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, Дню матери, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Посвящение в первоклассники». «Прощание с начальной школой», выпускной бал, совместные классные часы и др. Эффективным в формировании у школьников семейных духовно- нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям. В школе реализуется программа «Семья», основная цель которой – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Родительский педагогический всеобуч, тематика родительских собраний планируется исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в классе. Формы проведения их разнообразны: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Всё чаще используются и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно- деятельностная игра.

Родительские лектории
различной тематики проводятся ежемесячно в течение учебного года ( «Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма», «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника», «Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье», «Здоровые дети – здоровая нация», «Подростковый возраст: как строить взаимоотношения с подростком?», «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи», «Наши ошибки в воспитании детей», «Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника», «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста», «Родители меня не понимают или как услышать подростка», «Родительская любовь», «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей», «Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения» и др.); ведё тся просветительская работа через
информационные уголки
(«Интернет и дети», «Начните с любви», «А ваши дети дома? Комендантский час для подростков», «Рациональное питание школьника», «Ребёнок и компьютер» и др.),
школьный интернет-сайт
(веб-квест «Быть родителем – особое искусство», «Советы психолога и социального педагога родителям»); на
родительских собраниях
(«Вот и стали мы на год взрослей», анкетирование «Семейные взаимоотношения», лекция «Влияние семьи, школы, социума микрорайона на формирование личности ребенка», анкетирование «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста», круглый стол «Воспитание у ребёнка любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи», практикум «Формирование в семье нравственных качеств личности ребёнка», лекция «Формирование у ребёнка навыков сохранения здоровья в семье», круглый стол «Проблема нравственного выбора», лекция «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», тренинг: «Как научить ребенка любить и быть любимым?», лекция «Формирование здорового образа жизни в семье», практикум «Конфликты и пути их решения», лекция «Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни», практикум: «Оздоровительно - воспитательная сила слова», диспут: «Как поведение родителей влияет на ребенка», тренинг: «Общение родителей с детьми» и др.), в процессе
индивидуальных консультаций
(«Ориентация подростка на социально значимые ценности», «Как научить ребёнка жить в мире людей»), на
родительском часе
(«Уроки этики поведения для детей и родителей.», «Семейное чтение», практикум «Оздоровительно - воспитательная сила слова», практикум «Коммуникативная культура в нашей жизни»,
«Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье», «Принципы творческой педагогики в семье», «Семейные правила»). Формы взаимодействия школы и семей обучающихся разнообразны: творческие отчеты; турниры знатоков; недели семьи; семейные праздники; дни отцов; семейные фотоконкурсы; круглые столы по обсуждению различных аспектов воспитания детей; книжные выставки «Родителям о детях», родительские собрания и конференции ( «Укрепление семейных традиций»); конкурсы («Музыкальная семья», «Самая читающая семья», «Спортивная семья»), участие родителей в организации внеклассных мероприятий. Также сюда относятся письма благодарности родителям; работа родительских комитетов; спонсорская помощь; работа психологической службы для родителей; ярмарки семейных поделок; пополнение школьных библиотек; туристские походы; совместные спортивные соревнования ( лыжные гонки, «Папа, мама и я – спортивная семья», «Весёлые старты»); выставки семейного творчества; озеленение кабинетов и школьного двора; экскурсии; фотовыставки («Обильный край благословенный», «Семейные радости», «Как прекрасен этот мир» ); открытые уроки для родителей и др. Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий с родителями и детьми. Задачи, которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расширение представлений о социально-значимых и нравственных ценностях семьи, и информирование о ролевых и функциональных обязанностях в семье. В начальной школе через сюжетно-ролевые игры дети усваивают роли трех поколений: ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки. В школе налажена работа направленная на формирование ребенка и осознание им семейных ценностей, а именно: самостоятельности, трудолюбия, человечности, благоразумия, справедливости, самообладания и ответственности. Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает интегрированный курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными,
звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, в адекватной для него форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье. Важно побуждать младшего школьника через сюжетно- ролевые игры к использованию приобретенного опыта в практической жизнедеятельности. В начальной школе тематика семейных ценностей развивается также в рамках предмета ОРКСЭ, на внеурочных воспитательных мероприятиях, семейных праздниках («Семейные традиции», «Дружная семейка»). Традиционная семейная мораль, уважительное отношение к другим, забота о старых и немощных членах семьи, культура семейных отношений, семейные праздники и традиции, нравственные семейные ценности: уважение, понимание, поддержка, милосердие, доброжелательность, честность — самые актуальные темы бесед с младшими школьниками. В среднем и старшем школьном возрасте продолжается работа по формированию семейных ценностей - это самый благоприятный для этого период времени, когда личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в юности, — глубокие и сознательные. Проблема информированности старшеклассников по вопросам психологии семейных отношений, психосексуального развития является одной из самых актуальных в старшем школьном возрасте. Основной целью работы в данном направлении является подготовка старшеклассников к семейно-брачным отношениям, усвоение ими моделей семейных отношений, информации о психологии брака, роли мужа и жены, отца и матери, повышения социальной престижности отцовства и материнства, ознакомление с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. Эти задачи успешно решаются на уроках, на занятиях с психологом (индивидуальных и групповых на классных часах), на уроках по программе курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России». На занятиях по обществознанию, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На уроках литературы, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства. Формы работы педагогов по формированию семейных ценностей - кружки, секции семейного спорта, классные часы («Построим дом счастья!», «Своей
семье я говорю: «Спасибо!», «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!», «Ответственное отцовство») и беседы («Тепло семейного очага», «Будьте, пожалуйста, счастливы!», «Искусство быть семьёй»), вечера («Презентация портрета», «Загляните в семейный альбом!»), лектории для старшеклассников, клубы семейного творчества, семейные фотоконкурсы, конкурсы рисунков («Дорогие мои старики!», «Женщина с ребёнком на руках!», «Моя семья»), выставки поделок семейного творчества «Мастерим всей семьёй» ( из природного материала - «Подарки осени», из бисера, вышивка, оригами, резьба по дереву, выжигание и др.), семейные праздники («Родительский дом, начало начал!», «В дружбе народов – единство России»). Осуществляются детско-взрослые проекты по изучению школьниками и их родителями истории жизни своего рода, исследованию семейных традиций и т.д. («Летопись семьи», «История нашей семьи», «Традиции нашей семьи», «Расскажи мне, бабушка (дедушка)», «Моя семья на защите Родины», «Родословное древо моей семьи», «Хроника моей семьи в фотографиях», «Мой прадедушка», «Мои родственники на фронте и в тылу приближали победу» и др. – сочинения, подборки материалов и фотографий). Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.