"Развитие досуговой культуры студентов в условиях среднего профессионального образования"

Автор: Кравченко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Нижнетагильский пед. колледж №1"
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие досуговой культуры студентов в условиях среднего профессионального образования"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кравченко Наталья Владимировна, преподаватель МДК «Организация культурно-досуговой деятельности» ГБПОУ СО «НТПК №1»
РАЗВИТИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась и до сих пор определяется пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями, в ходе которых наблюдается присутствие или разрыв традиционных (в том числе общественных, семейных) связей, узкий набор и однообразие форм досуговых занятий и случайные, бессистемные виды культурно- досуговой деятельности (КДД). В связи с этим существенно изменяется и сам объект, субъект досуга, содержание КДД. Современные условия организации досуга и развития досуговой культуры студентов становятся очевидными, т.к. любая деятельность человека: либо труд, либо отдых или обучение, должны быть сбалансированы, ибо это ведет к различным заболеваниям, нервным расстройствам и пр. А быстрый темп развития общества требует здорового молодого поколения. При таких условиях формирование досуговой культуры является наиболее привлекательным. Под
досуговой культурой
понимается сознательное и (или) интуитивное выстраивание (выбор, моделирование, преобразование) культурно-досуговой деятельности с использованием принятых как в обществе в целом, так и в студенческом сообществе, в частности, норм и ценностей (М.В. Копосова). Опыт ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» обращает пристальное внимание на организацию содержательного досуга и развитие досуговой культуры обучающихся. Здесь главной особенностью является выбор педагогической тактики, обусловленной целями и содержанием самого процесса. Причем, ведущими в данном случае выступают следующие «пошаговые» элементы:
-
от поиска педагогом актива единомышленников в среде студентов к эпизодическому творческому делу, приносящему общественное признание (изучение интересов, потребностей и мотивации учащихся через анкетирование, опросные листы, экспресс-интервью и пр., организацию, например, «День здоровья», «Час смеха» и др.);
-
от эпизодического творческого дела к созданию инициативной группы (приобщение молодежи к творческой деятельности через различные игры, тренинги, эпизодические творческие дела и мероприятия, поощрение творческой инициативы);
-
от создания инициативной группы к циклу творческих дел (создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся в досуговых мероприятиях: различных игровых, конкурсных программах, вечерах и др.); - от цикла творческих дел к созданию объединений по интересам (создание условий для активизации творческой самостоятельности и инициативности студентов через тренинг креативности, общения и различных культурно-досуговых мероприятий); - от создания объединения по интересам к тематической цикловой программе (обучение навыкам рациональной организации культурно-досуговой деятельности и создание условий для творческой самореализации обучающихся через моделирование ситуации успеха в заданиях, например, «Это ты можешь», «Твое открытие второго «Я», «Поиски друга», «Твоя позиция» и т.п.); - от тематической цикловой программы к разработке и внедрению в деятельность объединения авторской досуговой программы «Академия важных персон» или «Империя «ИКС» (игры, конкурсы, состязания). Предлагаемая деятельность подчеркивает необходимость включения этапов как определенных возрастающих ступеней развития досуговой культуры студента, кроме того, каждый этап - это еще и раскрытие своеобразной его позиции, а именно: I этап - мобилизационно-побудительный. Он характеризуется созданием положительной мотивации и включением обучающихся в разнообразную культурно-досуговую деятельность, 1
развитием у них навыков продуктивного взаимоотношения. Здесь студент может выступить с позиции «узнать себя». II этап – развивающий. Он включает в себя активизацию досуговой и творческой деятельности студента и определяет его позицию «развивать себя». III этап - креативный. Для него характерно развитие общетворческого потенциала и приобщение учащегося к основам досуговой культуры. На этом уровне студент может выступить с позиции «творить себя». IV этап – интегративный, несет в себе идею интеграции творческих возможностей и способностей обучающегося в культурно-досуговой деятельности и характеризует самого студента с позиции «объединять себя». V этап – вариативный, направленный на использование различных элементов и форм моделирования процесса развития досуговой культуры с включением обучающегося в самостоятельную организацию культурно-досуговой деятельности. Здесь студент может выступить с позиции «умножать себя». VI этап самосовершенствования. Он претендует на развитие своей досуговой культуры, включение его в авторскую творческую и культурно-досуговую деятельность. Здесь студент может выступить с позиции «преобразовывать вокруг себя». Именно полиэтапность и преобладание эффективных форм и методов (конкурсы, турниры, фестивали, игровые или шоу-программы, игрища, игровые обозрения, празднества и т.п.) позволяют студенту реализовать свои возможности, способности в культурно-досуговой сфере. А, пройдя вышеназванные позиции, ощутить себя социальным феноменом. Данные моменты характеризуют активную сторону человеческого мироотношения, тем самым более гибче способствуют самоактуализированию студента в социальном многообразии. Таким образом, оттого, как будет осуществлена целенаправленная работа в среднем профессиональном образовании, зависит развитие досуговой культуры у студентов. Чем активнее молодые люди добровольно участвуют в делах педагогического колледжа, чем больше трудятся по собственному желанию, тем глубже входит в их жизнь любимое дело, тем больше они ценят свое свободное время, пользуясь им как источником творческого роста, развития досуговой культуры, приобретая тем самым досуговую квалификацию. 2