"Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях ФГОС"

Автор: Муравьёва Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская средняя школа"
Населённый пункт: Республика Крым, Сакский район, с.Михайловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях ФГОС"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Михайловская средняя школа»
Внедрение здоровьесберегающих технологий

в начальной школе в условиях ФГОС.
Учитель начальных классов Муравьева Ольга Николаевна 1

Содержание
Введение...................................................................................................................2 І. Здоровьесберегающие технологии в образовании младших школьников как психолого-педагогическая проблема.........................................................5 1.1. Сущность здоровьесберегающей педагогической системы........................5 1.2. Анализ содержания здоровьесберегающих образовательных технологий в контексте личностного развития младших школьников..................................7 ІІ. Оздоровительная работа с учениками начальних классов...........................11 2.1. Школьная жизнь, направленная на оздоровление.......................................11 2.2. Оздоровительные двигательные минутки на уроках.................................13 ІІІ. Режим дня младшего школьника. Значение режима дня...........................17 Приложение (практическая часть).......................................................................24 Внеклассное мероприятие для 1 класса «Веселые старты».............................24 Родительское собрание: «Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры»...............................................................................................................27 План- конспект внеклассного мероприятия : «Пища, полезная для здоровья. Выбор полезной пищи»..................................................................................33 Заключение............................................................................................................38 2

Введение
Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать, когда свершать действие. Иван Ефремов Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие – ухудшают его. Их объединяют в 4 группы: 1) образ жизни (50% в общей доле влияния); 2) внешняя среда (20%); 3) наследственность (20%); качество медицинского обслуживания (10%). Выделяют несколько слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, соматический и социальный. В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс.
Актуальность
нашей курсовой работы заключается в том, что здоровье современных школьников - серьезная национальная проблема и одной из основных задач обучения является формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся. В 21 веке эта тема первостепенна. В воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Взрослые считают, что для ребенка главное – хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если ребенок нездоров? И 3
чаще виноваты в этом мы, взрослые, т. к. не формируем у ребенка привычку к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает необходимость во внедрении здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс. Школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое здоровье, себя самого и объективно оценить проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Цель
нашей работы: раскрытие основной цели начального образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности. Для реализации цели мы поставили такие перед собой
задачи
:  Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения, об основных понятиях здорового образа жизни;  Добиться сознательного выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;  Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении? Отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Ведь здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. 4
Здоровые дети – благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Передовые педагоги ищут пути повышения эффективности обучения и воспитание учащихся для сохранения здоровья. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
І. Здоровьесберегающие технологии в образовании младших

школьников как психолого-педагогическая проблема

1.1. Сущность здоровьесберегающей педагогической системы
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Достижение названной цели невозможно без технологий здоровьесберегающей педагогики. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранения и укрепления здоровья учащихся. Некоторые исследователи понимают его как совокупность техник, с помощью которых реализуется педагогическая задача. Ученые считают, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать все технологии, которые не вредят здоровью. Цель здоровьесберегающих технологий – сформировать у ученика необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни. Благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:  Здоровый ребенок – достижимая форма детского развития;  Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;  Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. 5
В образовательной системе реализуют следующие технологии:  Здоровьесберегающие;  Здоровьеформирующие. Здоровьесберегающие технологии – те, которые обеспечивают условия обучения. К их методам относят: диспансеризация, профилактические прививки, режим двигательной активности, организация здорового питания, санитарно-гигиеническое обеспечение. Здоровьеформирующие – те, что направлены на решение задач по укреплению физического и психического здоровья ученика. К их методам относят: физическая подготовка, гимнастика, массаж, физиотерапия, фитотерапия. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:  средства двигательной направленности (физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, эмоциональная разрядка, массажи)  оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе)  гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная гигиена, соблюдение режима дня, соблюдение режима питания, ограничение предельного уровня учебной нагрузки). Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя 3 этапа: 1. начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения) 2. углубленное изучение (цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни) 6
3. закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования (цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования). Цели здоровьесберегательных технологий определяют основные принципы обучения:  принцип целостности – решение данной проблемы предлагает создание единой программы формирования здоровья детей как целостного медико-психолого-педагогического явления  принцип дифференцированности – дифференциация целей, задач, задач и планируемых результатов формирования здоровья учащихся  принцип аксеологичности – формирование устойчивых мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений  принцип многоаспектности – реализуется в сочетании различных направлений педагогической деятельности по формированию здоровья  принцип последовательности – цели и задачи должны быть разделены на общие стратегические и частные. Обучение здоровому образу жизни должно быть системным и способствовать гармоничному развитию психофизических способностей учеников. Оно не должно сводиться к периодическому информированию по вопросам сбережения здоровья, а иметь четко спланированный комплекс систематических мероприятий, направленных на обеспечение осознания школьниками здорового способа жизни как основной ценности общества.
1.2. Анализ содержания здоровьесберегающих образовательных

технологий в контексте личностного развития младших школьников
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Первый скачок хронических заболеваний у детей происходит в возрасте 7-10 лет. Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Это приводит к 7
несоответствию между структурой и функцией органов и систем. Организм становится чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды: ограниченной двигательной активности, статическим перегрузкам, психическому напряжению. Без знаний умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, наклонностей ребенка не может быть полноценного здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса. В младшем школьном возрасте особенно активно идет почти всех 206 костей скелета. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений и игр в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Мышцы развиваются неравномерно. Коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий физическими упражнениями. В связи с тем, что у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, они с трудом выполняют мелкие и точные движения. Такие виды, как рисование, письмо, быстро приводят к утомлению. Рекомендуется для учеников 1-2 классов проводить комбинированный урок с использованием последних минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, разучивание комплекса физических упражнений. Начало учебного дня желательно начинать зарядкой. Нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течении всего урока. Переключение с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться изменением позы ребенка. Дыхательная система младших школьников характеризуется интенсивным ростом. Рекомендуется специальных дыхательных упражнений для углубления дыхания. В деятельности сердечно-сосудистой системы также происходят существенные изменения, значительно увеличивающие ее резервные возможности. В связи с этим, обязательно соблюдение принципа постепенного увеличения физических нагрузок. 8
Следует учитывать и психологические особенности младших школьников. Интенсивное развитие интеллекта происходит именно в этом возрасте. Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении недели, дня определяет требования к составлению расписания в школе. В школьном расписании должны быть учтены сложность предметов, преобладание статистического или динамического компонентов во время занятий. Во вторник работоспособность самая высокая. От среды до пятницы работоспособность снижается. Самые низкие показатели отмечены в понедельник. При составлении школьного расписания следует учитывать следующие параметры:  начало занятий и их сменность  продолжительность урока  малые и большие перемены  распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности  распределение учебных предметов различной трудности по дням недели  сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета  место уроков физической культуры и труда в расписании дня и недели  облегченный учебный день в течение недели  ступенчатый режим обучения первоклассников. При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставить первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование простых и сложных предметов в течение учебного дня. Физкультуру и труд не желательно ставить первыми и последними в расписании. 9
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию нестандартных уроков: уроки-игры, дискуссии, соревнования, театрализованные уроки, уроки-консультации, уроки творчества, аукционы, конкурсы, концерты, экскурсии и др. Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, что имеет большое значение для развития личности. Все последующие фазы развития основаны на идее педагогики оздоровления, и они должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. Позитивное влияние на здоровье ученика оказывают технологии, которые:  принимают за основу комплексный характер сохранения здоровья  берут во внимание факторы, которые влияют на здоровье  учитывают индивидуальные и возрастные особенности учеников  контролируют выполнение требований санитарно-гигиенического характера  улучшают социально-психологический климат в коллективе  привлекают учеников к планированию оздоровительной деятельности и анализу выполненной работы  обосновывают условия последовательной реализации технологии  проводят оценку эффективности технологии  привлекают родителей к деятельности по сбережению и укреплению здоровья детей  практикуют личностно-ориентированный стиль обучения и отношение с учеником  обеспечивают комфортные и безопасные условия жизнедеятельности учеников и учителей. Исследованиями доведено, что эффективность формирования здорового образа жизни требует активного привлечения учеников к здоровьесберегающему обучающему процессу, формирование у них 10
активной позиции в отношении укрепления сбережения собственного здоровья.
ІІ. Оздоровительная работа с учениками начальних классов

2.1. Школьная жизнь, направленная на оздоровление
В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение выпуска здоровых выпускников. Через школу проходит все население, и на этом этапе формируется индивидуальное здоровье детей. Отмечено, что первый скачок хронических заболеваний приходится на 7-10 лет. К распространенным заболеваниям относят: болезни органов дыхания, лор органов, расстройства обмена веществ, нарушение осанки. Все это предполагает актуальность разработки и проведение мероприятий по оздоровлению детей. Задача оздоровления имеет 3 аспекта: воспитательный, обучающий и оздоровительный. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту. Среди оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушения осанки, поскольку в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение ведется с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое направление. Предусматриваются специальные мероприятия по облегчению адаптации к школе, создание комфортных условий для обучения. Психологическое направление предусматривает мониторинг психического состояния учащихся начальных классов, выработку рекомендаций по комплектованию ученических коллективов, подготовку развивающе-коррекционных программ. В оздоровительной системе обязательно присутствие обеспечения полноценным питанием детей, соответствующее оформление класса, школы, создание возможностей соблюдения правил гигиены. 11
Непосредственно оздоровительная работа в начальной школе базируется на использовании физических упражнений. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма мышечному движению. Уроки физкультуры и основ здоровья – основное звено в цепочке оздоровления учащихся начальной школы. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз, гимнастики до занятий, и подвижной перемены. Игры, хороший отдых между уроками снимают усталость, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают работоспособность. Задача внеклассной работы состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма. Успех в данном направлении работы можно достичь только при наличии системности. Также на родительских собраниях должны подниматься вопросы и обсуждаться проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры. Должны проводиться уроки по физкультуре, спортивные парады, олимпийские дни с участием родителей. Все это сделает свое дело, и спорт станет такой же необходимостью, как знания математики и родного языка. Положительные результаты дают встречи с ветеранами спорта, побеждающими спортсменами, знатоками спортивного движения, конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение. Дети у экранов находятся по 2-3 часа в день. Отсюда усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия. Также сотовые телефоны приводят к опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в раннем школьном возрасте. Все перечисленные трудности приводят к тому, что ребенок имеет не только проблемы со здоровьем, но у него еще 12
появляются трудности в учении. Это проблемы в концентрации внимания, памяти, запоминании учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Как помочь школьнику, чтобы он начал жить полноценной, активной, интересной жизнью? Многое может сделать собственная семья. А школа может помочь в этом родителям, проводя родительские лектории, собрания, обсуждая ситуации, приводя примеры из жизни. Надо убедить родителей, что здоровье их детей – это самое главное. Надо привлекать детей в различные секции, многие из которых бесплатны. Ежедневно по 10 минут бегать, делать утреннюю зарядку. И главное, одобрять его действия. Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении? Отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Ведь здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников, это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно. Основная цель начального образования – развитие ребенка при сохранении здоровья.
2.2. Оздоровительные двигательные минутки на уроках
Одна из главных задач урока – проведение здоровьесберегающих минуток на уроках. Это обязательный компонент каждого урока в начальной школе. Использование физкультминуток на уроке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после них становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. 13
В 4 классе была нами проведена анкета «Физкультминутки мешают или помогают на уроке?» Ответы были такие:  помогают преодолеть сонливость и однообразность урока – 30%  повышают работоспособность – 35%  создают хорошее настроение – 20%  способствуют общению – 6%  мешают уроку – 5%  ограничивают время урока – 4% Двигательные минутки помогают сплотить коллектив, изменить статус ученика в коллективе, позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, принести пользу своему организму. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое их использование приводит к улучшению психо- эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к своему здоровью. Оздоровительные минутки учитель может проводить сам, а может предоставлять возможность детям самим их проводить. Главное в их проведении – заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья. Для проведения физкультминуток можно использовать различные предметы: книга, ластик, карандаш, вата. Упражнения, которые можно использовать, необходимо сделать сюжетными, давать им название. Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Дети будут больше общаться, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Преимущества проведения двигательных минуток на уроке:  игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы 14
 в них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы ни было заболевания  благодаря разминкам учащиеся имеют возможность расслабиться психически физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности  постоянство в проведении двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, способствует формированию культуры движения  физминутки изменяют отношение детей к урокам физкультуры  совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы, почувствовать радость пребывания в школе  двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности детей на последующих уроках, помогают преодолеть сонливость  учебное время после них не будет потеряно  для проведения двигательных минуток не нужно спортивное оборудование  данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит одновременно развивать интеллектуальную сферу и двигательную активность. На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после постоянного проведения учителем оздоровительных минуток?» дети ответили так:  перестали ждать перемену – 25%  уроки проходят быстрее – 20%  уроки стали интереснее – 27%  повысилась активность на уроке – 10%  изменились взаимоотношения с учителем – 6% 15
 улучшились учебные результаты – 14% Главная цель оздоровительных минуток – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека. Какими правилами необходимо руководствоваться при организации игровых двигательных переменок в школе?  Участвуют дети от 6 до 15 лет.  Их можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, для проведения внеклассной работы по физкультуре.  Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства.  Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку, во время рефлексии урока, в ходе психолого- педагогических тренингов. Помимо развития физической активности, игровые двигательные переменки должны способствовать сохранению психического здоровья детей. Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, Окружающий мир перестает быть для него радостным и занимательным. Двигательные разминки помогают выпустить пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, а затем с новыми силами взяться за дело. 16

ІІІ. Режим дня младшего школьника

3.1. Значение режима дня для ребенка
Ребенок, который соблюдает режим дня, легче справляется со школьными загрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Поэтому информация о необходимости соблюдения школьниками режима дня является важной для классного руководителя. Он может помочь в составлении индивидуального режима дня для младших школьников. Режим дня помогает сформировать у ребенка правильные привычки. Чередование различных видов деятельности с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, в одни и те же часы. Режим дня должен строиться в соответствии с периодами повышения и понижения работоспособности, которая зависит от интенсивности физиологических процессов. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Режим – это чередование различных видов деятельности отдыха в течение суток, установление оптимальных норм продолжительности деятельности и отдыха для школьников разного возраста, средство выработки у ребенка привычки распоряжаться своим временем, умения избирать для себя наиболее приемлемый ритм жизни и труда, потребности заполнять свое время полезной деятельностью. Элементы режима дня школьника:  Учеба в школе, точное время и продолжительность подготовки домашних заданий , творческой деятельности детей.  Обязательный отдых на свежем воздухе.  Достаточный по продолжительности сон. 17
 Регулярное и полноценное питание.  Соответствующая двигательная активность. Режим дня в семье должен строиться с учетом того времени, которое ребенок проводит в школе. В зависимости от условий обучения и нахождения в школе у детей должны быть разные режимы дня. Утренняя зарядка помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, заряжает детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Для занятий утренней гимнастикой можно пользоваться комплексом упражнений, рекомендованных учителем или врачом. Поэтому ребенку необходим завтрак горячий из двух блюд. Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается ее спад. Вот почему вернувшемуся ребенку из школы необходимо пообедать. Для нормального развития организма и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов и минеральных веществ питание. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа. Большие перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на состоянии ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности и головную боль. Не допускается прием пищи урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения. Режим питания зависит от расписаний занятий в школе. Горячий завтрак учащиеся получают во время большой перемены, обед проходит с 13до 14 часов. Находящиеся на продленном дне дети получают обед после прогулки, обязательной по окончании учебных занятий, учащиеся второй смены – перед учебными занятиями. Полдник организуется в 16 часов. Учащиеся, занимающиеся в первую смену, получают полдник перед началом 18
выполнения домашних заданий или во время перерыва в их приготовлении. Учащиеся второй смены полдник получают на большой перемене.
Схема режима дня младших школьников, занимающихся в 1 смену

Режимные моменты

1 – 2

классы

3 – 4

классы
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры 7.00 7.00 Завтрак 7.30 7.30 Дорога в школу 7.45 7.45 Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене 8.00 13:00 Дорога из школы домой 12.30 13.30 Обед 13.00 14.00 Послеобеденный отдых, пребывание на свежем воздухе 13.30 14.30 Приготовление уроков (с перерывами на полдник и между занятиями) 16.00 17.00 Пребывание на воздухе 17.00 18.30 Ужин и свободные занятия 18.30 19.30 Сон 21.00
Схема режима дня младших школьников, занимающихся во 2 смену

Режимные моменты

3 – 4

классы
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры 7.00 Завтрак 7.30 Пребывание на воздухе 7.50 Приготовление уроков 8.30 Свободные занятия 10.00 Пребывание на воздухе 11.00 Обед 12.15 Дорога в школу 12.45 Учебные и факультативные занятии в школе, полдник 13.00 Дорога из школы домой 17.00 Ужин 18.00 Свободное время, занятия по интересам 18.30 Подготовка ко сну 20.30 19
Сон 21.00 После обеда школьник обязательно должен отдохнуть – ни в коем случае его не надо сразу садить за выполнение уроков. Желательно, чтобы ребенок отдыхал, не сидя у телевизора, а на воздухе, в активных играх, в движении. Активный воздух на открытом воздухе укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, стимулирует обмен веществ. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие отметки. Это не только вредит здоровью, но и не позволяет ему, как следует отдохнуть, а значит, лучше учиться. Лучшим отдыхом для ослабленных детей является 1,5 часовой дневной сон. Систематически недосыпая, ребенок становится раздражительным, его внимание и память снижаются, отмечаются отклонения в здоровье, пассивность на уроках, снижение успеваемости. Поэтому для таких детей необходимо организовать дневной сон. После сна ребенку надо дать легкий полдник, состоящий из фруктов, молока, компота, хлебобулочных изделий. Для малышей 6-7 лет очень труден процесс письма. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она не должна быть не больше 10 минут. В перерывах делать гимнастику для кистей рук. Время непрерывного чтения в начале обучения не должно превышать 10 минут. После чего надо текст обсудить, пересказать, рассмотреть картинки, а затем продолжить чтение. В процессе выполнения домашних занятий ослабленных и отстающих детей нельзя подгонять. Это отрицательно сказывается на результате их работы и приводит к быстрому переутомлению ребенка. Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного 20
перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 метров от глаз. Очень важно следить родителям за тем, чтобы дети сохраняли рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям зрения. Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Первокласснику необходимо спать 11,5 – 12.часов в сутки, включая 1.5. часа дневного сна.
3.2. Организация учебно-воспитательного процесса в группе

продленного дня с учащимися 1-4 классов
Рассматривая условия рационального режима дня школьников и сохранение высокой и устойчивой работоспособности, следует коснуться и проблемы организации группы продленного дня школьников. Ребенку, особенно первокласснику, непросто целый день находится в коллективе, сложно весь день соответствовать необходимым требованиям. Важнейшим требованием в режиме работы группы продленного дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс предусматривает, чтобы режим дня в группе продленного дня способствовал повышению уровня здоровья детей, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Эффективность работы групп продленного дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка., в его успехах в учебе и труде. Задача педагога состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали полезны школьнику, способствовали 21
его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. В своей деятельности именно педагогу группы продленного дня необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку. Все содержание работы в часы самоподготовки должно быть направлено на всесторонне развитие и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формирование навыков рационального использования учебного времени. Организация режима дня в условиях группы продленного дня имеет свою специфику. Варианты оптимальных режимов организации продленного дня могут быть различными, но их структура включает следующие компоненты: двухразовое питание, обязательный сон для первоклассников, самоподготовку, активный отдых, деятельность по интересам. И хотя в первом классе нет домашних заданий, то воспитатели должны проводить с детьми дидактические игры, тренировочные упражнения с обязательными перерывами после каждых 15-20 минут умственной работы. Очень полезны эмоциональные музыкальные паузы, во время которых детям дается возможность потанцевать, подвигаться. Тренировочные упражнения особенно необходимы детям, испытывающим трудности при обучении детей письму. Можно предложить специальные графические задания, конструирование букв из элементов, игры по звукобуквенному анализу. Такие занятия повышают эффективность учебного процесса, приучают школьников к самостоятельному выполнению определенных заданий. Ведь нередко родители, помогая детям выполнять задания, делают это без учета сил и возможностей. Выполнение заданий в одно и тоже время в условиях продленного дня в школе способствует формированию привычки готовить уроки, которая в младшем школьном возрасте возникает сравнительно быстро и обладает сравнительной устойчивостью. 22
Активный отдых после уроков обеспечивает разрядку, удовлетворяет потребность детского организма в движении. Активный отдых в паузе между уроками полезнее всего на воздухе. И только в случае неблагоприятных погодных условий этот отдых можно организовать в помещении. При этом дети начинают лучше понимать друг друга. Продленный день позволяет перенести часть учебной нагрузки во вторую половину дня. Чередуя разные виды деятельности, увеличивая двигательную активность, можно существенно повысить работоспособность ребенка, облегчить его адаптацию к требованиям школы.
Приложение (практическая часть)

Внеклассное мероприятие для 1 класса «Веселые старты»
Звучит «Спортивный марш» И.Дунаевского. Дети входят в зал.
Ведущий.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Ребята, я – затейник, я Спортиком зовусь, И если будет скучно – вмиг разгоню я грусть. Мой папа – Спорт, а мама – Физкультура. 23
Все виды спорта – близкая родня, Объездил я все страны мира, Ребята всюду ждут меня. Как песня, нужен друг в пути, Его я должен здесь найти! - Дорогие ребята, давайте познакомимся. Как только я скажу, каждый из вас назовет громко свое имя. - Раз, два, три – свое имя назови! - Теперь мы знакомы и можем отправляться в страну Спортландию. Попутчики мне нужны смелые, умелые. Приглашаю таких ребят на старт. - Мои друзья, стоящие справа, - это...
Дети.
- Команда «Факел». Наш девиз – «Гореть всегда, светить везде и никогда не гаснуть!»
Ведущий.
- Команда, стоящая слева, - это...
Дети.
- «Силачи». Наш девиз – «Здоровье в наших руках».
1. Конкурс «Ловкость и терпение».
Необходимо донести лист бумаги до определенной отметки на одной ладони, не помогая другой рукой. На обратном пути сменить руки. За победу в конкурсе Спортик награждает команду победительницу воздушным шаром, то есть засчитывает одно очко.
2. Конкурс «Удержи равновесие».
Бег вокруг кеглей с мешочком до 150г на голове в одну сторону, обратно – ходьба в глубоком приседе по гимнастической скамье тоже с мешочком на голове. 24

3. Конкурс «Пролезь через обруч».
На каждом этапе участвуют по два человека. Один держит гимнастический обруч вертикально, другой пролезает через него. На обратном пути участники меняются местами.
4.Конкурс «Не урони мяч».
Два участника, стоя лицом друг к другу, удерживают большой мяч одной рукой и бегут к определенной отметке, где меняют руки и возвращаются к своей команде.
Слово болельщикам.
- Просыпаюсь рано-рано, не тянусь. Я сегодня вместе с мамой поднимусь. Я включаю репродуктор на стене. Говорит он: «С добрым утром! – это мне. Физзарядка началась. Делай «раз!». Шире шаг, не отставай! Делай «два!». Не задерживай, смотри! Делай «три!». Солнце в окна посмотрело. Хорошо. Буду смелым, буду сильным и большим. Просыпаюсь рано утром, не тянусь. Я и завтра вместе с мамой поднимусь.
5. Конкурс «Веселые носильщики».
На противоположных концах зала расположены большие коробки. У линии старта в таких же коробках находится по 5 надутых воздушных шаров. Первые номера любым способом берут и переносят шары в коробку, находящуюся на противоположном конце зала. Возвращаются по прямой и передают своим товарищам эстафету. Вторые номера, наоборот, сначала бегут к коробке, расположенной на другом конце зала, и переносят шары в первую коробку. 25

6. Конкурс «Повяжу я шелковый платочек».
На 2 стойках натянута веревка. К ней подвешено несколько воздушных шаров, на каждом из которых нарисована матрешка. У 1 участника в руках платочек. Необходимо добежать до стоек и повязать на 1 из шаров платочек. 2 участник снимает платочек, 3 – повязывает...
7. Конкурс «Одни штаны на 2-х».
В каждом этапе участвуют по 2 человека. По сигналу 1 пара надевает штаны и передвигаются к определенной отметке, где находится лист ватмана и фломастеры. Снимают штаны, записывают название какого-либо вида спорта и, держась за штаны, возвращаются к своей команде.
8. Конкурс «Без тапочки».
На старте каждый участник стоит в одной тапочке. Вторые находятся в коробке на другом конце зала. По сигналу вся команда бежит к коробке, и каждый надевает свою вторую тапочку. Затем все выстраиваются в одну шеренгу по росту.
Подведение итогов.
Спортик подводит итоги соревнований, награждает спортивными призами. Под звуки спортивного марша команды выходят из зала. 26

Родительское собрание: «Здоровье наших детей. Воспитание

гигиенической культуры»

Цели собрания:
получить информацию о формировании гигиенических навыках учащихся класса, дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.
Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся:
1. Соблюдаешь ли ты режим дня? 2. Кто из взрослых помог его тебе составить? 3. Выполняешь ли ты утром зарядку? 4. Сколько раз в день ты ешь? 5. Как ты питаешься? 6. Гуляешь ли ты перед сном? 7. Смотришь ли ты телевизор перед сном? 8. Во сколько ложишься спать? 9. Как ты отдыхаешь в выходные дни?
2. Анализ и обобщение результатов.

3. Составление школьным врачом сводки заболеваний.

4. Составление рекомендаций для родителей.

Оформление, оборудование:
выставка литературы по теме собрания, запись на доске темы собрания и эпиграфа: Хочешь быть сильным - бегай, Хочешь быть красивым – бегай, Хочешь быть умным – бегай. Древнегреческое высказывание
Ход собрания

1. Организационная часть.
Классный руководитель объявляет тему собрания, цели, кратко разъясняет порядок работы. 27

2. Этап вызова ассоциаций.
- Предлагаю вам назвать ассоциации, которые возникают со словом «гигиена». Родители называют, учитель записывает в столбик.
3.Этап осмысления.
- Что включает понятие «гигиена»? Что формирует гигиенические навыки?
4. Этап составления кластера.
Учитель предлагает родителям поразмышлять, что такое гигиена, что она в себя включает. Начинается коллективное обсуждение, в ходе которого учитель на доске записывает ключевые слова. В результате получается такой кластер: Гигиена Соблюдение режима дня Рациональное питание Физические упражнения Зрение Полноценный здоровый сон Полноценный здоровый сон Формирование осанки Профилактика вредных привычек 1. Соблюдать режим дня. Это сочетание слов у многих школьников вызывает раздражение, так это требует напряжения воли. Однако, на самом деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. Позже, соблюдение режима дня облегчает учение, труд, гарантирует здоровье. 2. Рациональное питание. Это прежде всего регулярное питание. Питаться регулярно – это значит есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Перед сном можно выпить стакан кефира, съесть яблоко. 3. Полноценный сон. Чтобы сон был полноценным, необходимо выполнять такие правила:  Если вы проснулись утром вялым, уставшим, надо установить причину и постараться ее устранить. 28
 Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.  Перед сном желательно совершать спокойную прогулку, принять теплый душ, почистить зубы и заранее приготовить постель.  Обязательно надо ложиться в одно и тоже время.  Спать надо в хорошо проветриваемом помещении, и даже зимой – с открытой форточкой.  Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке. Нельзя спать на левом боку. Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением. 4. Положительные эмоции. Нужно научить детей радоваться всему вокруг. Очень важно у детей воспитывать оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций. 5.Формируем правильную осанку. Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Правильная осанка – это определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств. Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию. Необходимо давать такую нагрузку на обе руки, чтобы высота плеч позже была на одном уровне. Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, на одном плече. В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лежа 30-40 минут, а также 29
определенные физические упражнения. Одни упражнения способствуют развитию силы и выносливости, другие – направлены на формирование ощущений тех или иных поз в различных ситуациях двигательной деятельности, третьи – это упражнения корригирующего характера. 6. Профилактика близорукости. Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате чего возникает близорукостью. Ее причиной может стать неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные. Рекомендации, выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости:  Прежде всего надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20-25 минут, посмотрите в окно, на потолок.  Настольную лампу включайте с верхним освещением.  Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги все время меняется и глазам надо постоянно приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет.  Может для глаз стать и телевизор, если смотреть передачи больше , чем 2 часа в день ближе, чем на расстоянии 2 метров. При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении.
5.Тестирование родителей.

Тест «Как вы относитесь к своему здоровью?»
За каждый ответ «а» вы получите 4 очка, за «б» - 2, за «в» - 0. 1. Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас? А) именно такой, к тому же я ем много овощей и фруктов Б) иногда бывает, что я обхожусь без завтрака и обеда 30
В) я не придерживаюсь никакого режима 2. Курите ли вы? А) нет Б) да, но лишь одну сигарету в день В) курю много 3. Употребляете ли вы спиртное? А) нет Б) иногда выпиваю В) пью довольно часто , даже без повода 4. Пьете ли вы кофе? А) очень редко Б) не больше 1-2 чашек в день В) пью его очень много 5. Регулярно ли вы делаете зарядку? А) да, для меня это необходимо Б) хотел бы делать, но не всегда могу себя заставить В) нет, не делаю 6. Вам доставляет удовольствие ваша работа? А) да, на работу я иду с удовольствием Б) работа меня устраивает В) я работаю без особой охоты 7. Принимаете ли вы какие-нибудь лекарства? А) нет Б) только при острой необходимости В) да, принимаю почти каждый день 8. Страдаете ли вы от какого-нибудь острого заболевания? А) нет Б) затрудняюсь ответить В) да 31
9. Используете ли вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятий спортом? А) да Б) да, но только когда есть возможность В) нет 10. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск? А) активно, занимаясь спортом Б) в приятной компании 11. Есть ли что-то , что постоянно вас раздражает? А) нет Б) да, но я стараюсь избегать этого В) да 12. Есть ли у вас чувство юмора? А) да, есть Б) я ценю людей, у которых оно есть В) нет
Ключ к тесту:
От 30 до48 очков – у вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у вас хорошее самочувствие. Будьте только внимательны при переходе улиц. От 15 до 29 очков – у вас не только хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают нашу жизнь разнообразней. Но подумайте, не будут ли ваши некоторые привычки с годами иметь последствия для вашего здоровья? От 0 до 14 очков – вы слишком легкомысленно относитесь к своему здоровью. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье. Не слишком надейтесь на лекарства. Откажитесь от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.
6.Обсуждение и принятие решения родительского собрания.
32
1) Продолжить воспитание гигиенических навыков детей. 2) Контролировать соблюдение режима дня своими детьми. 3) Использовать рекомендации по формированию осанки, профилактике близорукости. 4) Оказывать помощь детям в укреплении здоровья.
7. Ознакомление родителей с литературой по теме собрания.
Литература:  Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьника. – М.: Просвещение, 1991.  Краковяк Г.М. Физическое воспитание школьника в семье. – Л., 1997.  Пекелис В.Я. Твои возможности, человек. – М.: Знание, 1984. 
План- конспект внеклассного мероприятия «Пища, полезная

для здоровья. Выбор полезной пищи»

Цели урока:
познакомить с правилами полноценного питания; формировать понятие «полноценное питание», навыки культурного поведения за столом; развивать память; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к здоровью.
Оборудование:
таблица витаминов, карточки с изображением продуктов питания; рабочая тетрадь.
Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.
- Что такое гигиена? - Как надо ухаживать за ногтями, ушами, кожей? - Как правильно мыть руки? - Что такое пища? 33
- Связана ли она с нашим здоровьем?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

(
чтение сказки учителем)
Пища – наше тепло, энергия, рост и здоровье
Давным-давно в некотором царстве жили-были король с королевой. И была у них единственная дочь принцесса. Была она очень веселая и жизнерадостная, танцевала и пела, как колокольчик. Не могли ею налюбоваться придворные и родители. Каждое утро принцесса выходила на луг. Но однажды она не вышла. Дети долго ждали принцессу, но ее все не было. Она заболела. С каждым днем она становилась все слабее, гасла на глазах несчастных родителей. Король очень любил свою единственную дочь. Он ничего не жалел для ее выздоровления. Из далеких стран он приглашал врачей и колдунов. Они привозили лекарства и травы. Но ничего не помогало. Тогда родители пошли к старому колдуну, жившему на краю королевства, и попросили вылечить принцессу. Колдун поставил условие: говорить с принцессой наедине. Сначала король не соглашался, но потом дал знак, и колдуна проводили к принцессе. Девочка лежала бледная и грустная. Колдун подошел к ней и спросил: - Ты хочешь быть здоровой? Принцесса не ответила, а только заплакала. Тогда колдун открыл большую сумку и достал оттуда яблоко и сказал: - Это яблоко не простое, оно теплое. Если ты съешь яблоко, оно отдаст тебе свое тепло и ты снова будешь здоровой. Но не только тепло в этом яблоке, оно есть и в масле, хлебе, яйцах, рыбе, фруктах, овощах. Еда отдает тепло, чтобы люди были здоровые. Принцесса взяла яблоко и начала его есть. Постепенно к ней стали возвращаться силы. Когда король зашел в комнату, то увидел, что его дочь пела снова, веселилась. Рядом, улыбаясь, стоял колдун. - Как вам удалось ее вылечить? – спросил король. 34
- Все очень просто, - ответила принцесса. – Надо хорошо кушать. Ведь пища – это мои лекарства. В пище наше тепло, рост и здоровье.
IV. Сообщение темы и целей урока.

V. Первичное восприятие и осмысление материала.

1. Беседа
- Может ли машина или самолет сдвинуться с места без топлива? - Так же и человек. Чтобы расти, бегать, учиться , работать, играть, необходима энергия. - Откуда она берется? - энергия вырабатывается организмом из пищи. Пища – источник энергии. Благодаря ей наш организм поддерживает постоянную температуру. Пища нужна организму и как строительный материал. Но для того чтобы быть здоровым, нужно знать, как правильно питаться. - Как вы думаете, какая пища полезна? - А что такое витамины? - Слово витамин придумал американский ученый Казимир Фрунк. Это вещества, жизненно необходимые человеку. Человек, который получает достаточное количество витаминов, реже болеет, имеет здоровые зубы, волосы, кожу. - Рассмотрите таблицу витаминов, и вы узнаете, какие витамины содержатся в том или ином продукте. Витами н На что влияет Где содержится Что возникает при недостатке А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ МАСЛО, МОЛОКО, МОРКОВЬ РАСТРОЙСТВО ЗРЕНИЯ, ПОВРЕЖДЕНИЕ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК В1 УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ДРОЖЖИ, ПРОРОСШЕЕ ЗЕРНО РАСТРОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКАХ, РОСТ ЯЙЦА, МОЛОКО, ОВОЩИ, ПЕЧЕНКА РАССТРОЙСТВА РОСТА И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В ТКАНЯХ СЫР, МИНДАЛЬНЫЕ ОРЕХИ, МОЛОКО КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ, РАСТРОЙСТВА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
В12 КРОВЕТВОРЕНИЕ ПЕЧЕНКА, ПОЧКИ, ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК МАЛОКРОВИЕ С ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКАХ, КРОВЕТВОРЕНИЕ, ИМУНИТЕТ ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ГРИБЫ, ПЕЧЕНКА, МОЛОКО СЛАБЫЙ ИММУНИТЕТ Д РОСТ, ПРОЧНОСТЬ КОСТЕЙ РЫБИЙ ЖИР РАХИТ РР РОСТ И СНАБЖЕНИЕ ТКАНЕЙ КИСЛОРОДОМ МОРСКАЯ РЫБА, ПЕЧЕНКА РАСТРОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - Поэтому необходимо получать все необходимые витамины, чтобы быть здоровым. Есть надо 4-5 раз в день, вовремя. Переедание приводит к плохому пищеварению, перегрузке организма, болезням. - Как вы понимаете пословицу : «Ешь, да не жирей, будешь здоровей!»
2. Групповая практическая работа.
 Игра «Повар». Класс делится на 5 групп. Группы выбирают один из вариантов принятия пищи: 1 завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин. Каждой группе раздается набор карточек с изображением продуктов. Детям предлагается приготовить блюдо, которое можно употреблять в этот промежуток времени.  Составление меню.  Обсуждение витаминов меню.  - Какие ассоциации у вас возникают со словом витамины?
витамины

3. Слово учителя с элементами беседы.
- Ешьте свежую и теплую пищу. Избегайте несвежих продуктов. Первое блюдо должно быть всегда жидким. Питание всухомятку приводит к нарушению органов пищеварения. - Как вы понимаете народную мудрость: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь»? 36
- Плохо пережеванная пища плохо усваивается. Она не идет на пользу, так как перегружает желудок и становится причиной многих заболеваний. 4.
Парная работа:
( составление правил выбора полезной для здоровья пищи )
5.Игра «Страна здоровячков»
Учитель называет продукты питания, а дети хлопают в ладоши, если называемый продукт полезный. - Рыба, чипсы, кефир, конфеты, капуста, морковь, сало, торт, каша, фанта, лук, яблоко, груша, пепси, мясо, хлеб, сухарики.
6.Физкультминутка.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

1. Работа с учебником.
 Чтение статьи «Здоровье и питание»  Беседа по рисункам учебника  Обсуждение правил полноценного питания, приведенных в учебнике
2. Работа в тетради.
 Беседа - От чего зависит здоровье человека? - Какое питание считается полноценным? - Сколько надо раз в день принимать пищу? - Нарисуйте свое любимое блюдо в тетради.  Разгадывание кроссворда на стр.12. - Что такое витамины? - Для чего они нужны?
VII. Подведение итогов урока.

-
Что нового узнали на уроке? - Для чего нужно правильно питаться? - В каких продуктах есть витамины?
VIII. Домашнее задание.
37
- Рассказать о правилах полноценного питания. Выполнить практическую работу на стр.11.
Заключение
Здоровый образ жизни – это человеческая деятельность, переосмысленная через призму профилактических мероприятий. Школьный период – важный этап в жизни человека, на протяжении которого осуществляется постепенный переход к зрелому уровню функционирования большей части систем организма. Поэтому здоровьесберегающие технологии должны помочь в формировании здоровья детей, создании благоприятной среды, придерживании санитарного законодательства во время организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении выполнения ребенком контроля за собственным здоровьем, приобретении ими навыков здорового образа жизни. Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, физически развитыми. К сожалению, современные младшие школьники все меньше двигаются. Чаще это связано с загруженностью уроками, домашними заданиями. Порой у них нет времени на прогулку, общение со сверстниками. В результате нарушается нормальное развитие детского организма. При организации обучения и воспитания младших школьников необходимо учитывать многие факторы, и, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся. Введение в структуру учебного дня занятий гимнастикой до начала учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группе продленного дня, спортивных внеклассных занятий, дней здоровья, безусловно, способствует оздоровлению детей. В оздоровительных целях школа должна создавать все перечисленные условия для удовлетворения биологической потребности детей в движениях. 38
Ограничение двигательной активности приводит к снижению продуктивности их деятельности в учебно-познавательном процессе. В соответствии с особенностями детей младшего возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда – важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, не прерывающего сидения за партой. Поэтому педагог должен всегда помнить о необходимости движения для ребенка. Основная задача школы – дать ребенку необходимое образование, но при этом сохранить его здоровье. Здоровый ребенок – залог здоровой нации и основное богатство государства. 39
40
41
42


43