"Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей"

Автор: Олиевская Олеся Валентиновна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Олененок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей"
Дата публикации: 30.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение « Детский Сад «Олененок» «Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей»
Подготовила: педагог – психолог

МБДОУ «ДС «Олененок»

О. В. Олиевская

2015г.

За последние годы резко снизился уровень родительской культуры, год от года становится меньше семей, где ребенок чувствует себя любимым, где родители по- настоящему озабочены здоровьем и развитием своего ребенка. Поэтому, чтобы дети полноценно развивались, росли не только хорошими сыновьями и дочками, но и становились впоследствии хорошими гражданами нашей страны, родители необходимо постоянно учиться и развиваться как социально значимые личности. Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема
психолого – педагогической

компетентности родителей.
Современный детский сад призван стать «детско – родительским центром», где каждая семья найдёт поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей. Таким образом, сложившаяся ситуация и существующие противоречия в развитии компетентности родителей и их сотрудничестве с детским садом являются
актуальными
. Основной
целью
, является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности педагога и семьи. Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ организовано информационное пространство, которое представлено в различных формах.
Задачи:

1.
Изучить семьи и установить контакт с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2
. Установить партнерские отношения с семьями.
3.
Реализовать единый воспитательный подход в воспитании и обучении ребенка в детском саду и дома.
4.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования. Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Поэтому современные родители тоже нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско- родительских отношений. Предположение о том, что современные родители благодаря интернету владеют в достаточной степени педагогической и психологической информацией о воспитании и развитии ребенка - ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В качестве перспектив работы с семьями воспитанников можно выделить следующие направления, которые в дошкольной педагогике принято считать
активными традиционными:
 педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации, видеофрагменты организации различных видов деятельности детей.  общие и групповые собрания.  наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, ширмы, папки – передвижки, буклеты.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем детском саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Самая популярная и любимая, как педагогами, так и родителями форма работы –
досуговая.
Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Ежегодно, совместно с детьми, родители принимают активное участие в спортивных праздниках (Тур-слет, мама, папа, я - спортивная семья, эх-мамочки). Дни добрых дел - подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году).
27 ноября
был организован круглый стол ко дню матери, там дети прочитали стихи и показали небольшой концерт для мам. Педагогами старших и подготовительных групп было подготовлено видео «Мама будь со мною рядом». Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями, хочется поделиться такой формой как акция: («Огородные фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Подарок для мамочки», «Дорого яичко к пасхальному дню»). К примеру, в ходе акции «Птичий домик» - изготовление скворечников, родителям как участникам, представилась возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Так же мы разработали новую форму работы с родителями - это «Странички психолога» - брошюры для родителей, читать которые можно и дома. Размещены они у нас в каждой группе МБДОУ.
Цель -
взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников, разработка и внедрение в практику работы МБДОУ новой дополнительной формы психолого - педагогического просвещения, которая будет удобна для многих родителей, с помощью которой будет охвачен широкий круг взрослых. Дополнительная наглядно – информационная форма психолого – педагогического просвещения более удобна и доступна для изучения родителями дошкольной психологии, эффективных методов развития, воспитания и подготовки детей к адаптации в ДОУ, обучению в школе и т. п. - материал краток и доступен - изучение материала родителями возможно в домашних условиях - при разработке тем учитывались запросы родителей - для каждой возрастной группы 9 брошюр на учебный год При поступлении запросов от родителей печатаются новые брошюры Такой метод работы с родителями существует у нас уже 2 год, удобно для родителей и педагогов. Всего 45 тем, за 5 лет родители могут повысить свой уровень психолого-педагогических знаний и практических умений по взаимодействию с ребёнком. Так же в МБДОУ работают детско-родительские клубы: - «Малышок» - «Родительская гостиная» - «Мама, папа, я – спортивная семья» - «Мамина школа»
- «Выпускник» Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это: - Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; - Индивидуальный подход; - Сотрудничество, а не наставничество; - Динамичность; - Открытость. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства – не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России. В связи с этим дошкольное учреждение должно определять условия работы с родителями, а также помогать им в деле самообразования. Вооружать их педагогическими знаниями в воспитании детей, а в результате такой работы родители будут компетентным, то есть готовыми видеть реальную ситуацию, в которой растут их дети, которые понимают, что для изменения развития ребёнка в более благоприятную сторону надо меняться самим, пробовать, искать - в общем, учиться.