"Позитивное разрешение конфликтов в работе с дошкольниками девиантного поведения"

Автор: Бутко Людмила Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Русалочка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Губкинский
Наименование материала: статья
Тема: "Позитивное разрешение конфликтов в работе с дошкольниками девиантного поведения"
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Позитивное разрешение конфликтов в работе с

дошкольниками девиантного поведения»

Девиантное поведение
– это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Чаще это поведение - реакции детей на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом .Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружении. Отклонения в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин: 1. Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений. 2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье. 3.Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.
Факторы:
 неполная семья;  материальное положение семьи;  стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей;  злоупотребление родителями алкоголя и наркотиков. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:  ухудшением социальных условий жизни детей;  кризисом семейного воспитания;  невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;  увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить
позитивное разрешение конфликтов
.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:  игнорирование реакций ребенка - мощный способ прекращения нежелательного поведения;  выражение понимания чувств ребенка;  переключение внимания, предложение какого-либо задания;  позитивное обозначение поведения .
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2.

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:  установление факта;  раскрытие мотивов агрессивного поведения ;  обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ребенка;  апелляция к правилам. Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. .
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются повышение голоса, изменение тона на угрожающий;  демонстрация власти;  крик, негодование;  сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;  негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;  использование физической силы;  втягивание в конфликт посторонних людей;  непреклонное настаивание на своей правоте;
 наказания или угрозы наказания;  сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Это нужно делать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. Для сохранения положительной репутации не надо требовать полного подчинения, а позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:  пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;  внушение спокойствия невербальными средствами;  прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;  использование юмора;  признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие его реакций словам.