"Особенности личностного развития дошкольника с общим недоразвитием речи"

Автор: Голикова Наталия Константиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Надежда" детский сад комбинированного вида №523
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности личностного развития дошкольника с общим недоразвитием речи"
Дата публикации: 11.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Н.К. Голикова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида №523
Особенности личностного развития дошкольника с общим

недоразвитием речи.
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы по количественным и по качественным показателям, отсюда недоразвитие связной речи (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Общее недоразвитие речи наблюдается в сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, заикании. Речевой опыт таких детей ограничен, потребность общения не удовлетворяется в полном объеме, разговорная речь бедна, малословна. Связная монологическая речь развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием, либо вообще отсутствует. Так же отставание экспрессивной речи, при относительном понимании обращенной, тоже является показателем общего недоразвития речи. На сегодняшний день многочисленное количество поступающих детей в дошкольное образовательное учреждение имеют нарушения речевого развития. Всесторонний анализ речевых нарушений представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. В нашем детском саду комбинированного вида созданы логопедические (старшая и
подготовительная) группы, в которых основным специалистом является учитель-логопед. Учитель-логопед осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка по средствам развития базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности. Дети, поступающие в эти группы, имеют заключение специалистов, так как была проведена дифференцированная диагностика в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, а углубленное изучение речи и неречевых процессов проводит логопед. Следовательно, диагностическая работа со стороны педагога-психолога не актуальна. Более значимой является деятельность педагога-психолога в области психокоррекционной и консультативной работы. Работа по профилактике и коррекции нарушения личностного развития прямая обязанность педагога-психолога, именно этот аспект остается вне внимания других специалистов. В специальной психологии формируется новая отрасль – логопсихология, которая рассматривает психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. Отклонения в формировании личности ребенка это закономерность нарушенного развития. Отсюда трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой, важнейшую роль в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, играет апелляция к личности. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Особенность речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции. Это выражается в снижении потребности общения, неумение ориентироваться в ситуации общения, так
как несформированна диалогическая и монологическая речь, нет заинтересованности в контакте, отсюда негативизм. Личность ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями – это заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявление тревожности и агрессивности в разной степени выраженности. В зависимости от степени переживания речевого дефекта и уровня коммуникативных нарушений у дошкольников выстраивается способ общения со взрослыми и сверстниками. Одни стремятся к общению, используя невербальные средства общения (нет переживания речевого дефекта), другие стараются отвечать односложно, при этом стараются избегать ситуации общения, сводя его к минимуму (умеренное переживание дефекта). При тяжелых нарушениях речи у детей прослеживается негативизм, полный отказ от общения, замкнутость, агрессивность, они избегают общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Именно поэтому аспект личностного развития является очень важным для детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическое сопровождение этих детей должно быть направленно на развитие его потенциальных возможностей. Необходимо понять мотивы, потребности, цели, ценности этого ребенка, его отношение к себе и окружающему его миру. Основные психологические проблемы ребенка с ОНР связаны с общением, поэтому основной формой коррекционной работы педагога- психолога с этими детьми, должны быть групповые и подгрупповые занятия. На которых будут отрабатываться коммуникативные навыки, развитие навыков сотрудничества, умение договариваться и навыки взаимной эмпатии. Для снижения выраженности переживания дефекта, следует включить упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и уровня тревожности. Обязательна коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера (снятие негативного настроения), которые препятствуют
продуктивному общению. Необходимо обучить способам регуляции эмоциональных состояний, анализу внутреннего состояния (своего и других людей). А самое главное создать положительный эмоциональный настрой в группе (организация эмоционального поведения), развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере. Это позволит успешно провести занятие и добиться стабильных положительных результатов в личностном развитии детей с общим недоразвитием речи.