"Влияние информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста"

Автор: Павлова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Влияние информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста. Павлова Елена Владимировна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №58 г. Иркутска Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. В течение последних 30 лет индустрия компьютерных игр активно развивается. Интерактивные забавы стали доступны всем. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга дошкольников , телевидение по-прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. На базе МДОУ детского сада комбинированного вида №58 г. Иркутска нами была проведена диагностика по изучению места информационных (компьютерных) технологий в структуре досуга детей дошкольного возраста. С этой целью мы опросили родителей и детей по заранее разработанной анкете. В
анкете для родителей затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволяют охарактеризовать особенности отношения детей к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга дошкольника, значимость телевидения как источника полезной информации, влияние регулярного пользования компьютером на психо-эмоциональное здоровье детей, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка. Анализ проведенного анкетирования родителей и интервьюирования, беседы с дошкольниками позволил выявить тот факт, что большинство детей в группе посвящают свое свободное время игре в компьютер или просмотру телевизора. Так, например, мы выяснили, что из 15 опрашиваемых детей 86% имеют компьютер. Также мы выяснили, сколько времени в среднем дошкольники проводят за компьютером. Оказалось, что 46% детей проводят за компьютером большую часть своего свободного времени (а имеено более 2 часов в день), 33% дошкольников - уделяют «общению» с компьютером не более 1 часа в день; 21% детей дошкольного возраста - до 2 часов в день. Таким образом, дети отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями (сверстниками) или другими видами досуговой деятельности. В ходе обработки и интерпретации результатов диагностики детей и взрослых (их родителей) нам удалось выяснить, что в основном дети используют компьютер с игровой целью или с целью просмотра фильмов, мультфильмов и пр. Значительно реже компьютер используется детьми с целью прослушивания музыки. Анализ результатов наблюдения за поведением детей в группе позволил выявить неадекватные эмоциональные реакции в поведении дошкольников, иногда агрессию по отношению к сверстникам, низкий уровень эмпатийности (неспособности к сопереживанию), подражание детей героям компьютерных игр (в поступках, действиях, движениях, речи и пр.). Подобные поведенческие реакции дошкольников препятствуют полноценному эмоциональному развитию.
Определяя место телевидения в жизнедеятельности детей дошкольного возраста, нами были получены следующие результаты: более 40% детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день. Мальчиков более всего привлекают передачи развлекательного характера и музыкального направления. Небольшой процент также смотрит телесериалы, которые среди девочек являются наиболее популярными. Из этого следует, что большинство детей отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным. Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие фильмы наиболее интересуют наших детей. Большинство мальчиков в группе (80%) любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 70% которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилия и жестокости в фильмах, у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса (их привлекают сцены дружбы, романтики). Изучая отношение родителей к свободному времяпрепровождению своих детей, мы установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные могут свидетельствовать о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Полученные в ходе диагностики родителей и их детей данные позволяют полной уверенностью судить об актуальности рассматриваемой нами проблемы увлеченности детей современными информационными технологиями, а также поиске путей ее разрешения. Поэтому исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: изучение характера влияния современных информационных технологий на психо-эмоциональное развитие дошкольника. Разработка комплекса
мероприятий по профилактике зависимости дошкольников от информационных технологий. Объектом исследования явилась увлеченность детей современными информационными технологиями (телевидение, компьютерные игры и пр.). Предметом исследования мы определили организацию досуга детей с целью предупреждения зависимости от информационных технологий, и, как следствие, дефицита общения с родителями и сверстниками (нарушений в системе отношений ребенок-родитель, взрослый). А также коррекцию эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. В основу исследования была положена гипотеза о том, что такие проявления эмоционального неблагополучия, как агрессия, замкнутость, оппозиционное поведение, которые появляются у детей дошкольного возраста, связаны преимущественно с их увлеченностью современными компьютерными технологиями (компьютерными играми). В свою очередь развитие аффективно- волевой сферы ребенка и рациональная организация досуга детей в семье будет способствовать улучшению (укреплению) детско-родительских взаимоотношений. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи: 1. Изучить теоретические предпосылки исследования характера влияния информационных технологий на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить место информационных (компьютерных) технологий в структуре досуга детей дошкольного возраста. 3. Определить место телевидения в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. 4. Составить комплекс воспитательных мероприятий по профилактике (предупреждению) зависимости от информационных технологий среди детей дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации для родителей по профилактике зависимости дошкольников от информационных технологий и укреплению, гармонизации детско-родительских отношений. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:  Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);  Эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование);  Психологическое исследование, включающее 3 этапа: констатирующее, формирующее, контрольное.  Количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой работы послужила мысль, высказывание Л.С. Выготского. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием, направленным на логизированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса мероприятий по профилактике зависимости дошкольников от современных информационных технологий, которые могут быть использованы в образовательном учреждении. Методический материал и необходимые рекомендации к нему могут быть использованы воспитателями и родителями, психологами и логопедами в целях совершенствования методов коррекционно- педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
Поэтому единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий (в том числе и компьютерных) – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. И задача педагога – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и от компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.