"Значение узора в русском народном костюме"

Автор: Шведкова Людмила Александровна
Должность: пдо по изо
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: конспект
Тема: "Значение узора в русском народном костюме"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад присмотра и оздоровления №102» НОД с детьми подготовительной группы «Значение узора в русском народном костюме» Составитель: ПДО по ИЗО Шведкова Л.А. Кемерово , 2016
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: Закрепить знания детей о русском национальном костюме; Познакомить детей с предметом старинной одежды- убрусом(платком); Познакомить с символикой народного узора; Закрепить знания детей об орнаменте; Закрепить умение детей работать материалами графики; Обогащать и активизировать словарь детей: убрус, кокошник, сарафан, картуз, лапти, кушак, кафтан, порты, косоворотка, зипун. Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к культуре народа. Материал и оборудование: Виртуальный музей русского народного костюма, платок, таблицы(узоры, вышивка, р.н.костюмы, орнамент), бумажные куклы, наборы одежды для кукол, фломастеры, подборка русской народной музыки, масляная пастель. Предварительная работа: Оформление выставки «Народная кукла», рассматривание иллюстраций с изображением одежды наших предков, беседа «Во что играли крохи при Царе Горохе», « Куклы обереги».

Ход НОД:
- Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла – это русский платок. -Вам интересно, почему я так оделась? -Как вы думаете, о чем мы сегодня на занятии поговорим? ( Об одежде наших предков). -На прошлой неделе мы с вами разговаривали об одежде, платок - это предмет стариной одежды. -Ребята, а вы знаете, что обязательной частью женского костюма был платок (убрус). Без платка ни одна женщина не выходила на улицу. Платки были разные: для праздника, для работы, для веселья и печальных событий. А сейчас мы носим платки? Как и когда ? (Да, молодые поверх пальто, для красоты и вместо шарфа, бабушки , чтоб теплее голове было, когда в огороде работают, ремонт дома делают, ребятишки одевают , чтоб летом не было солнечного удара) -Ребята, а вы хотите отправиться со мной в необычный музей? ( Да ) Он виртуальный! Побывав в музее мы вспомним, какую же одежду носили люди в старину? Показ слайдов с предметами одежды, головных уборов и обуви ( показ картинки с элементом одежды, ребенок называет что это: портки -штаны, кожух , косоворотка- рубаха, кафтан – одежда, одеваемая поверх рубахи, зипун –поддевка под кафтан, картуз – фуражка с козырьком, сарафан –длинная одежда без рукавов, передник -надевался поверх юбки, кушак –пояс, кокошник, , лапти- обувь из лыка липы или из коры бересты, сапоги, полусапожки) -Вот мы с вами и побывали в музее, вспомнили какую одежду носили наши предки - Ребята, давайте вспомним р.н.костюм. -Чем украшали наши предки одежду, разные предметы?(Узором) -Зачем? Какое значение имел узор? (Оберега) -От чего узор мог уберечь?(От злых сил) -Поэтому украшали подол, конец рукава, ворот, плечи. -Что еще было оберегом?(Пояс-кушак) - А знаете ли вы, что означали узоры? ( Рассматривание таблицы со смысловым значением узоров)
-Ребята, также большое значение в одежде имел цвет. -Как вы думаете, какой основной цвет русского костюма?(Белый) -Какие еще цвета есть в русском костюме? (Красный, черный, зеленый, синий) -Каждый цвет имеет свое значение. -Что означает белый цвет (чистота), черный (земля), красный (цвет жизни, крови, солнца), зеленый (зелень, листва), синий (небо, вода). -Ребята, я предлагаю пополнить наш патриотический уголок вот такими куклами, но одежда у них белая. Нам надо украсить ее узорами.(Рассматривание узоров, таблицы с костюмами). Мы будем украшать не просто узором, а орнаментом. -В чем разница между орнаментом и узором?( Орнамент –это узор с повторением элементов, бывает в полосе , в круге) Работа детей по украшению одежды. -Ребята, о чем мы сегодня говорили?( об одежде наших предков, о том какими узорами украшали её) - А как вы думаете, нужно ли вообще нам это знать? Зачем?( Конечно, это наше прошлое, мы должны знать наши традиции) -Ребята, сейчас, в наше время мы же не носим такую одежду в повседневной жизни, но элементы узора и сейчас присутствуют в ней( Обратить внимание друг на друга)