"Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русскими народными сказками"

Автор: Фролова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №9 структурное подразделение "Детский сад "Звонкие голоса"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русскими народными сказками"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фролова Светлана Юрьевна воспитатель, ГБОУ ООШ№9 структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса» Самарская область, город Новокуйбышевск
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через

ознакомление с русскими народными сказками»

Проект «В мире русских народных сказок»
Актуальность проекта Проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре. Сказка – это одно из основных произведений народного фольклора, который включает в себя разные по жанру произведения. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы,
краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, "чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед вами живая физиономия народа, сохранившего эти предания". Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, -великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы". Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Цель:
воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изучение русских народных сказок.
Задачи:
- познакомить детей с русскими народными сказками; - учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - обогащать и расширять словарный запас детей;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра; - развивать творческие способности; - формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи; - развивать у детей воображение, фантазию; - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Вид проекта:
познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность проекта:
одна неделя
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
развитие интереса к русской народной литературе; развитие у детей познавательной активности; развитие чувства патриотизма;
Перспективный план образовательной деятельности

по реализации проекта «Путешествие по сказкам»
понедельник Тема и цель Содержание  Чтение русских народных сказок, беседа по сказкам.  Цель: обобщение знаний детей о русских народных сказках;  Задачи: активизировать и развивать чёткую интонационно- выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок, выставка книг «Сказки русского народа». Знакомство со сказками русского народа, просмотр мультфильмов по сказкам, слушание песен из мультфильмов.
вторник Рисование «Русские народные сказки» Цель: Учить изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму. Задачи: Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Отрабатывать умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение. Развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому. Рисование по выбору детей фрагментов из русских народных сказок. среда Инсценирование русских народных сказок. Цель: Учить детей выполнять движения, действия в соответствии с текстом, следить за развитием сюжета. Задачи: Учить вслушиваться в речь ведущей, реагировать на обращение по имени, побуждать к повторению услышанного, самостоятельную речь. Воспитывать интерес к драматизациям. Инсценирование русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Маша и Медведь», «Лиса, заяц и петух». Показ русских народных сказок посредством кукольного и пальчикового театра. четверг Изготовление поделок «Герои сказок». Цель: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; - раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Изготовление поделок «Герои русских народных сказок» детьми совместно с воспитателями и родителями.
пятница Создание в группе «Музея сказок» Цель: приобщение детей к музейной культуре через создание музея сказок. Задачи: развивать художественный вкус и эстетическое восприятие. Пополнение музея экспонатами: предметы из разных сказок, настольные игры по сказкам, разнообразные виды театра для самостоятельной детской драматизации, литература с русскими народными сказками, детские рисунки к русским народным сказкам, поделки «Герои русских народных сказок».