"Дидактические игры с загадками"

Автор: Лысенкова Надежда Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма"
Населённый пункт: г.Надым, ЯНАО
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Дидактические игры с загадками"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)

Дидактические игры с загадками

для детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель Лысенкова Надежда Олеговна г. Надым 2014-2015уч.г.

Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных. Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки живот- ных, о которых говориться в загадках. Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказы- вает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравне- нием двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повто- ряет их. За правильное сравнение дается фишка. Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правиль- ность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.: Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.) С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.) Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.) Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.) Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздво- енной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и

овощах».
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах. Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки. Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребе- нок их повторяет. Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и при- думывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще: На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.) Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.) Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.) В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.) Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.) Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.) Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте».
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения. Материал и оборудование . Игрушечные автомобили, самолеты, ко - рабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба. Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и ска - зать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, гру - зовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку. Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о раз - личных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта. Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, до - казывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения: Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.) По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.) В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.) Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.) Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.) Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «Двух братцах».
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными пред - метами и явлениями. Материал и оборудование . Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца". Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются. Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, при - чем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошколь никам пред-
лагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответ ствующий рисунок. Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах": Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.) Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.) Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.) Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.) Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед.) Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.) Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.) При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.