Автор: Лысенкова Надежда Олеговна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма"
Населённый пункт: г.Надым, ЯНАО
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Дидактические игры с загадками"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)
Дидактические игры с загадками
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
воспитатель
Лысенкова Надежда Олеговна
г. Надым
2014-2015уч.г.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок,
экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки живот-
ных, о которых говориться в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказы-
вает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравне-
нием двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повто-
ряет их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между
дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае
верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с
изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних
животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правиль-
ность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздво-
енной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом.
Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и
овощах».
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.
Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей":
первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребе-
нок их повторяет.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный
магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и при-
думывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или
овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте».
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время
прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах
передвижения.
Материал и оборудование . Игрушечные автомобили, самолеты, ко
-
рабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и ска
-
зать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, гру
-
зовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их
сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о раз -
личных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники
берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с
изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения
указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, до -
казывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных
загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «Двух братцах».
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными пред -
метами и явлениями.
Материал и оборудование
. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя
одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".
Правила игры.
Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке
говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев".
Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки
повторяются.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться
и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, при -
чем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошколь никам пред-
лагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых
показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную
коробку". При правильном ответе из коробки достается соответ
ствующий
рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают
правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных
"братцах":
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)
Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.
(Велосипед.)
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)
Два братца: одного все видят, но не слышат,
другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы
правильно выделить признаки их сходства и различия.