"Организация проектно-исследовательской работы учащихся"

Автор: Ховалыг Анай Бартыштаановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Шеминская СОШ
Населённый пункт: село Шеми
Наименование материала: Описание педагогического опыта
Тема: "Организация проектно-исследовательской работы учащихся"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Актуальность.
Эффективность обучения учебным предметам во многом достигается развитием исследовательских навыков и умений. Отрабатывать их целесообразно на краеведческом материале, чтобы обратить ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствовать патриотическому воспитанию. Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки», - писал Д.С.Лихачев. Необходимость постоянно проводить исследовательскую деятельность с использованием краеведческого материала подтверждается также анализом результатов ЕГЭ. Затруднения в аргументации своей точки зрения, затруднения в представлении читательского опыта по патриотическим, социальным, нравственным вопросам в задании с развернутым ответом испытывали все группы учеников
Объектом данной работы
является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Цель исследования:
рассмотреть теоретические аспекты и опыт работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся через литературное краеведение. Для решения этой цели ставятся следующие
задачи:
1. Изучение необходимого материала в области формирования у школьников исследовательских навыков; 2. Рассмотрение различных методов и приемов обучения проектно-исследовательской деятельности; 3. Обобщение опыта по организации проектно-исследовательской работы школьников в форме литературного краеведения; 4. Анализ результативности участия в конкурсах, конференциях 5. Сформирование соответствующих выводов и заключения по исследованию и экспериментальное подтверждение гипотезы исследования.
Методами анализа
являются сбор и обработка материала, экспериментальный метод, теоретический анализ литературы, обобщение опыта работы по организации проектно-исследовательской деятельности
Новизна.
Современное общество стремительно меняется. Главным результатом и одновременно условием его развития становится не материальный продукт, а информация. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то
делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности Одним из ответов на вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются от «конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.
Теоретическая значимость.
Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущность проектно-исследовательской работы, понятие метода, различных приемов в обучении исследовательской деятельности учащихся, также роль национальной культуры в школьном образовании по формированию исследовательской культуры школьников.
Практическая значимость
: формы и приемы организации проектно-исследовательской работы через литературное краеведение, представленные в данной работе могут использоваться в работе учителя
Основная часть:
На современном этапе возрос интерес к таким деятельностным методам обучения, как проектная и исследовательская работа школьников. Их принято относить к инновационным педагогическим технологиям. Исследовательская и проектная работа помогают расширить кругозор учащихся, формировать основы читательской культуры. Изучение местных материалов помогает усилить межпредметные связи с другими дисциплинами, разнообразит учебную и внеучебную работу, прививает интерес и любовь к малой родине. Нужно разграничивать понятия: «проект» и «исследовательская работа». Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта Метод проектов предполагает деятельностный подход в обучении, который в отечественной практике опирается на работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Компетентность – это, прежде всего, способность к практическому действию на основе интеллектуальных способностей. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако исследование – это лишь этап проектной работы. . Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов. При проведении проектно-исследовательских работ учащимися используются следующие методы: 1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы (предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы). 2. Наблюдения — это непосредственное и целенаправленное восприятие изучаемого процесса в естественных условиях.. 3. Беседа вопросно-ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью; 4. Анкетирование и интервью. 5. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности (позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение документов, рукописей, рисунков и других работ и т.п.). 6. Э ксперимент
.
Констатирующий эксперимент дает возможность изуч ить существующие явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляется новое Сегодня юный исследователь должен обладать определенными
компетентностями:
1.Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. 2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего
исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Основными направлениями в системе своей работы считаю: -формирование у всех учащихся ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества. -помощь в самореализации тем учащимся, которые имеют интерес и способности к гуманитарным дисциплинам, в том числе филологическим. Приобщение таких учащихся к исследовательской и проектной работе способствует созданию условий для личностного и профессионального самоопределения. - Расширение представлений учащихся о региональной литературе, в т.ч. активное использование краеведческого материала как более доступного при поиске источников для самостоятельных исследований. В качестве исследовательского творческого тренинга, развивающего воображение, учащимся предлагаются сочинения- исследования на следующие темы: «История моего имени», «Молодость моей бабушки (дедушки)», « Мои родители», «Мои родственники», « Роль моего рода в развитии села( республики)», « Знаменитые земляки», «Чудеса моего села» и др. В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие
виды
: 1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия. Например: «Идейное родство и художественные особенности малых форм поэзии» - автор – Кужугет Чойганмаа со сравнительным анализом «ожук даштары» и восточной поэзии заняла 3 место в НПК «Шаг в будущее» 2. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например : « Сравнения в заповедях буддизма»- Донгак Чечена НПК «Шаг в будущее», «Певец родных мест» - жизни и творчестве самобытного поэта и
композитора. Проект ученика 11 класса Ховалыга Багыра заняла 1 место в республикнском конкурсе проектов «Сто имён Тувы» 3. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей Например, «Писатели-натуралисты нашего кожууна»-Куулар Энерел 1 место в кожуунной научно-практической конференции по произведениям писателей-натуралистов; «Писатели нашего кожууна о природе» - Куулар Энерел 1 место в кожуунном конкурсе «Зелёная планета» 4 Работы о знаменитых земляках, внёсших значительный вклад в развитии села, республики: «Легендарный герой Сат Бурзекей», «Моя школа названа в честь Хеймер-оола Ондара», « «Когда-то папа был солдатом..», «Расскажу о дедушке» 5.Работы о достопримечательностях родных мест, об их истории: «Семь чудес села Шеми», «Субурган-источник благополучия и счастья», «История русского языка в Туве», «Священные животные в буддизме» 5. Работы о своей школе, о себе: «Наша школьная газете», «Моя домашняя библиотека», «Мой любимый литературный герой», «Моя любимая книга», « Мой любимый писатель»
Проекты учащихся
Наименование работы Кто участвовал Учебный год результат Уровень 1 «Наша школьная газета» Группа учащихся 2013-214 3 место муниципальный 2 «Семь чудес села Шеми» Монгуш Долума 2012-2013 3 место муниципальный 3 «Субурган – источник благополучия и счастья» Монгуш Ай- Херээна 2013-2014 3 место муниципальный 4 «Моя домашняя библиотека» Ондар Диана 2014-2015 2 место муниципальный 5 «Священные животные в буддизме» Монгуш Чимит 2014-2015 3 место муниципальный
6 «Певец родных мест» Ховалыг Багыр 2014-2015 1 место Региональный конкурс «Сто имён Тувы»
Исследовательские работы учащихся
Наименование работы ФИО учащегося Учебный год Результат участия уровень 1 «Идейное родство и худ.особенности малых форм поэзии» Кужугет Чойганмаа 2006-2007 3 Муниципальный этап НПК учащихся «Шаг в будущее» 2 «Использование деталей в произведениях русской литературы Майны Чайзат 2011-2012 1 Школьный 3 «Развитие русского языка в Туве» Кара-Сал Олча 2013-2014 1 Школьный 4 «Легендарный герой- Сат Бурзекей» Монгуш Долума 2011-2012 3 муниципальный 5 «Писатели- натуралисты нашего кожууна» Куулар Энерел 2013-2014 1 Муниципальная читательская конференция по произведениям писателей- натуралистов 6 «Моя школа названа в честь Хеймер-ооло Ондара» Монгуш Долума 2012-2013 3 Муниципальный конкурс «Моя малая родина» 7 «Писатели нашего кожууна о природе» Куулар Энерел 2013-2014 1 муниципальный конкурс «Зелёная планета» 8 «Когда-то папа был солдатом..» Монгуш Ай-Херээна 2013-2014 3 Региональный конкурс
сочинений 9 «Расскажу о дедушке» Монгуш Долума 2014-2015 1 Региональный конкурс «Отец- отчество- Отечество» Несмотря на свою трудоемкость для учителя, проектный и исследовательский методы работы с учащимися эффективны, т.к. дают возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, учат адекватному оцениванию своих возможностей и служат мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний. Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности учащихся подразумевает создание новой модели школы, где творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования. Проведение школьниками исследований определяет для учителя большой фронт инновационной деятельности. Исследовательская деятельность в данном случае выступает, как механизм формирования мотивационной сферы учащегося, коррекции его самооценки, как элемент профориентационной работы.