"Работа с родителями"

Автор: Сайфуллина Айгуль Рифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83 "Утиное гнездышко"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с родителями"
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Для каждого ребенка должны быть созданы такие условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Наиболее эффективное средство для развития творческих способностей ребенка в детском саду – это изобразительная деятельность. Ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для его самовыражения. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много разнообразных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата и способствует развитию:  ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования;  мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;  психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);  тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); познавательного интереса. Эффективность работы по формированию художественно – творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от разнообразия и вариативности работы с детьми на занятиях, подбора материала, методов и приемов. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования представлена в педагогическом проекте для детей младшего дошкольного возраста «Увлекательное рисование». Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым
в понимании индивидуальных особенностей детей, в развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Поэтому необходимо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Сотрудничество семьи и педагога становится все более востребованным: педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями, а повышение педагогической культуры родителей становится основой гармоничного развития ребенка. На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность организации, то есть активное участие родителей в образовательном процессе и управлении дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на ее функционирование и развитие. Взаимодействие воспитателя с родителями в ДОУ регламентируется и обеспечивается нормативно — правовыми документами федерального уровня и локальными документами ДОУ:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Конвенция о правах ребенка;  Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;  Образовательная программа учреждения;  Годовой план учреждения (раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников») В планировании и организации работы с родителями необходимо учитывать уровень их педагогической компетентности, интересы, пожелания, делая акцент на активные формы работы: дни открытых дверей, родительские собрания, тематические совместные праздники, мастер-классы, родительские минутки, что способствует установлению доверительных отношений с родителями. При реализации проекта «Увлекательное рисование» с детьми младшего дошкольного возраста возникла ситуация при которой необходимо было изменить формы и содержание работы с семьями воспитанников. В группе дети активно использовали различный нетрадиционный материал в совместной и самостоятельной деятельности. Выставки рисунков выполненных детьми дома и беседы с родителями показали, что дети не используют данный материал, а родители не знают как его использовать и как заинтересовать ребенка. Для решения данной проблемы были проведена серия совместных мастер-классов. Представленная форма работы с родителями позволит воспитателю улучшить качество воспитательного процесса, установить добрые, партнерские отношения с родителями воспитанников, а родителям- проверить свои силы и увидеть лучшие стороны своего ребенка.

Мастер – класс для родителей «Рисуем без кисточки»

Цель:
вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
Задачи:
1. Сформировать у детей и родителей интерес к занятиям по рисованию. 2. Показать способы взаимодействия родителей с детьми в творческой деятельности. 3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.
Материалы и оборудование:
В группе оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты: тарелочки с гуашью разных цветов, бумажная "дорога", коробочки с краской, веревочки, ватные палочки, печатки из разных материалов, пробки, листья деревьев, кусочки пенопласта, поролона, листы бумаги А3, проектор, магнитофон, аудиозаписи, памятки для родителей.
Предварительная работа: с детьми:
разучивание стихотворений, знакомство с различными техниками рисования и использование в самостоятельной художественной деятельности, беседа о весне, рассматривание иллюстраций из серии «Весна», «Цветы» Работа с родителями:  консультации: - «Как развивать творчество?» - «Нетрадиционные виды рисования» - «Что таят детские рисунки?»  частные беседы: - об различных художественных материалах; - о пользе рисования; - об организации предметно-развивающей среды;  анкетирование (Приложение 1)
Содержание мастер-класса:
Воспитатель приглашает родителей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол. Обращает внимание на оборудование и материалы на столах, дать возможность все рассмотреть, в том числе и выставку детских работ.
Воспитатель:
Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча необычная, творческая, на которой у нас будет представлена возможность проявить свою фантазию и творчество в рисовании.
Зачем и почему рисуют наши дети? Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь. А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы. Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…. На листочке дерева, на газете…. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А вообще рисовать можно везде и чем угодно.
Воспитатель:
Уважаемые родители, какие способы нетрадиционного рисования вы знаете? Назовите. Чем можно рисовать? (Ответы родителей)
Воспитатель:
А сейчас о необычном рисовании расскажут ваши дети.
Дети:
1 ребенок: Необычными вещами Мы рисуем без труда. Что найдется под рукой – Все годится нам с тобой: Щётка старая зубная, Соль и свечка восковая. Из-под спичек коробок, И засушенный листок. 2 ребенок: Вот фигура человека Не рисуется никак. Я возьму шаблон и выйдет У меня смешной чудак! А петух и осьминожка
Получаются ладошкой. Лес осеннею порою Напечатаем листвою. 3 ребенок: А космический пейзаж Сделан в технике граттаж. Если кисточкою тыкать, То есть рисовать тычком, То получится мурлыка С мягким плюшевым хвостом. 4 ребенок: Нарисуем, все отмоем И ладошки ототрем. И рисунками своими Полюбуемся потом. Вы на доску посмотрите, И рисунки оцените!
Воспитатель:
А сейчас загадки от ваших детей. Дети будут показывать рисунки, выполненные в различной технике, вы должны определить в какой технике выполнен данный рисунок, или какой материал использовался. (Ответы родителей) К нетрадиционным техникам рисования относятся: отпечатывание, кляксография, штампование, рисование ладонью и пальцами, набрызг, рисование по ткани, рисование различными крупами и т. д. И сегодня мы с детьми хотели бы познакомить вас с наиболее интересными нетрадиционными техниками рисования. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Воспитатель:
Давайте, сегодня вместе с детьми отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется Весна. Я предлагаю вам поехать на поезде. Ребята, приглашайте своих мам и пап в вагончики. А пока мы едем, ребята нам расскажут об этой стране.
Дети:
(На проекторе появляются картинки с изображением весны). В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, белыми ромашками, красными розами.
Ребенок:
Нет и снега там, нет и холода,
Там все проснулось ото сна. Мы приехали из города В страну чудесную - Весна!
Воспитатель:
Что-то тут совсем невесело. Все белым бело. Посмотрите, нас солнышко встречает! Но почему-то оно не ласковое, совсем не улыбается. А где же её лучики? Ребята, как можно нарисовать лучики? Лучики можно нарисовать ладошками. Давайте покажем нашим мамам и папам как нужно рисовать ладошками. Для этого обмакиваем ладошку в жёлтую гуашь и прикладываем к рисунку. Лишнюю краску убираем салфеткой. А теперь лучики нарисуют родители. (Родители выполняют рисунок ладошкой). (На проекторе появляется изображение солнышка, звучит запись) «Здравствуйте, мои друзья! У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы, листья на деревьях. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег и выложить дорогу цветными камешками.»
Воспитатель:
Ребята, что нам понадобится для рисования цветных камешек? Правильно краски и печатки. А кто, какой краской будет рисовать, мы сейчас узнаем. (Дети с родителями под музыку накручивают на палочку веревочку, притягивая к себе коробочку с красками. Называют цвет краски.).
Воспитатель:
Любое изображение можно напечатать, например картофелем или пробкой. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам нравится. (Родители и дети подходят к бумажной "дороге", располагаются по краям, педагог напоминает детям и родителям технику печатания. Родители и дети печатают под музыку).
Воспитатель:
Вот мы и добрались до цветочной поляны! Что же наделала вьюга, ни цветочка, ни листочка не пожалела. Как мы украсим поляну? (ответы детей и родителей). Сначала нам нужно посадить травку. Рисунок выполняется пальчиками. Обмакиваем пальчики в зелёную краску и прикладываем к листу бумаги. Вам покажет это Андрей (Ребёнок выполняет рисунок). Цветы можно выполнить пробкой, пальчиками и ватными палочками. Сейчас дети вам покажут, как это нужно выполнять (Родители рисуют совместно с детьми). Что же у нас получилось? Давайте, покажем, ребята! А вы родители не отставайте и за нами повторяйте!
Динамическая минутка.
(Дети показывают движения, родители повторяют) Раз, два, три, выросли цветы! (Поднимают вверх руки) К солнцу потянулись высоко: (Встают на носочки) Стало им приятно и тепло! (Качают руками вправо, влево) Пусть они цветут, растут, (Хлопают в ладоши) Всем радость несут!
Воспитатель:
Листья на деревьях рисуем используя технику «штампование» – рисование штампами из разных материалов: пенопласт, ластик, поролон, мятая бумага, листья. Ребята, выберите штампик для себя и своих мам и пап. Покажите, как пользоваться штампиком. (Дети показывают, воспитатель комментирует, родители выполняют рисунок после показа вместе с детьми.)

Воспитатель:
Посмотрите, как преобразилась наша поляна! На полянку прилетели разноцветные бабочки. Нарисуем их в технике кляксография. Наши дети очень любят ставить кляксы. Сейчас Саша, Ева вам покажут, как они делают кляксы, а родители помогут им сложить лист пополам. (Дети рисуют бабочек в технике кляксография). А украсить их можно в любой технике: пальчиками, ватными палочками, печатками.
Воспитатель:
Солнышко стало улыбаться! (На проекторе появляется улыбающееся солнышко) Оно опять дарит нам тепло. Ребята, вам понравилось путешествие? А вам мамы и папы? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение? (Ответы детей и родителей) Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны? (Воспитатель включает аудиозапись "Встреча весны") Проводится
игра "Передача настроения"

Воспитатель:
Согрейте ладошки своим теплом. (Дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу нашим мамам и папам! Передайте друг другу тепло и нежность! Любовь и доброту! (Имитируют игру в "ладошки"). Посмотрите, как всем стало хорошо!
Воспитатель:
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное … В помощь вам предлагаю памятки по использованию нетрадиционных техник рисования. (Приложение 2) Ребята, а для вас тоже есть подарки. Посмотрите, на полянке. (Дети находят мешочки с разными нетрадиционными изоматериалами. Ребята, Весна передала вам волшебные мешочки с разными нетрадиционными материалами для того, чтобы вы с родителями использовали их дома. (Дети ищут подарки) - Уважаемые родители, чтобы узнать ваше мнение о мероприятии, мы предлагаем украсить полянку цветами с изречением, с которым вы согласны (обратить внимание родителей на цветы с изречениями): 1. «Мероприятие отличалось новизной, ценностью, практичностью»; 2. «Мероприятие оказало значительное влияние на меня»; 3. «Я испытываю потребность в продолжении темы»; 4. «Мне было не интересно на мероприятии»; 5. «Я не узнал ничего нового» 6. «Эта тема меня не интересует». - Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой. Садитесь в свои вагончики. (Воспитатель включает музыку). Вот мы с вами вернулись в детский сад. До новых встреч и помните «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».