"Партнерство педагога с семьей"

Автор: Путятина Людмила Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25"
Населённый пункт: удмуртия, г. Глазов
Наименование материала: сценарии родительских собраний в рамках проекта "Моя семья"
Тема: "Партнерство педагога с семьей"
Дата публикации: 20.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Авторы:

Путятина Л.П., учитель-логопед МБДОУ д/с № 25, г.Глазов, Удмуртская республика

Бекмансурова Н.В., воспитатель МБДОУ д/с № 25, г.Глазов, Удмуртская республика

Партнерство педагога с семьей.
В настоящее время педагоги не могут обойтись без помощи родителей, без сотрудничества на различном уровне. И родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества, но не всегда обладают достаточным объемом знаний и умений по подготовке детей к обучению в школе. Семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Одна из доступных форм работы в этом направлении является родительское собрание – основная форма совместной деятельности родителей и педагогов, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизни детей и воспитания дошкольников в ДОУ и дома. В своей работе мы используем разнообразные формы проведения родительских собраний (устный журнал, собрание – практикум, собрание – совещание, круглый стол и др.) Такие формы работы позволяют решать сразу несколько задач, а именно: - установление партнерских отношений с родителями; - объединение усилий для развития и воспитаний детей; - создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родителей и педагогов; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей; - осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком. В статье мы представляем различные формы проведения родительских собраний в детском саду.
Тема
: Семейные традиции.
Цели:
научить родителей слышать и понимать своего ребенка; достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.
Задачи:
приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; изучить семью и установить контакт с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка; создать условия для совместной деятельности детей и их родителей; использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Форма проведения
: круглый стол.
Предварительная работа:
оформление приглашения на собрание, праздничное украшение группы, разучивание стихов о семье на индивидуальных занятий с логопедом, работа над общими речевыми навыками, составление памятки родителям, рисование на тему «Моя семья».
План проведения:
 Вступительное слово воспитателя.  Дискуссия родителей за круглым столом.  Игра «Ромашка» (вопрос – ответ).  Выступление детей.  Инсценировка сказки «Репка» на новый лад (показ родителями).  Подведение итогов собрания.
Ход собрания.

1. Вступительное слово воспитателя. Сегодня на нашем собрании нам предстоит поговорить о семейных традициях. Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед – каждое воскресенье, когда вся семья в сборе и из посудного шкафа извлечен праздничный сервиз. И тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Общие праздники, выезды на природу, вечерние прогулки – все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей. Доверие, сохранение его в семье – хорошая традиция. Сохранить доверие в семье – одна из важных задач родителей. Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребенок рассказывает вам свои тайны, уважайте его, не смейтесь, понимайте, для него это важно. 2. Дискуссия родителей (обмен опытом поддержания семейных традиций за круглым столом). 3. Игра «Вопрос – ответ». Родителям предлагается задание на цветке – ромашке. Они по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, совместно обсуждают ответ. Детские праздники в семье – хорошая традиция? Нужны ли они детям? Какие праздники вы устраиваете для детей? Вы приглашены в гости. О чем следует напомнить ребенку? Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить? Праздники для детей хорошая традиция, но семья – это еще и коллектив, пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям. 4. Выступление детей. - И сейчас здесь появится смысл вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети. (Дети под музыку входят, дарят родителям рисунки на тему «Моя семья» и читают стихи). Семья – это громкое слово, Семья – это звонкое слово, Семья – это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Всем детям на земле нужна Семьи волшебная страна, Чтобы они могли взрослеть, Чтобы они могли взлететь. Семья – защита от обид Для малышей она как щит, Как прочная для них броня От холода и от огня. 5. Сюрпризный момент. - У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая», «Новый год», «Мамин день», «Мама, папа и я – спортивная семья» и на этих праздниках дети активнее родителей. А сейчас детей ждет сюрприз. (Подготовленный коллектив родителей показывает сказку «Репка» на новый лад). 6. Подведение итогов собрания.
Тема:
«Воспитатель – отец?!» Цель: показать роль мужчины в семье, роль отца в воспитании сына (дочери).
Задачи: повысить активность и интерес отцов к общению с детьми; закреплять традиционные устои; способствовать становлению отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье.
Форма проведения:
музыкальная гостиная.
Предварительная работа:
оформление плаката «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж.Родари); проведение конкурса на лучшую игрушку, сделанную совместно с ребенком; оформление приглашения отцам и дедушкам на родительское собрание; проведение анкетирования отцов; запись видеоответов детей на вопросы; разучивание с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап; оформление выставки поделок «Это сделано руками наших пап»; выставки детских рисунков на тему «Мой папа»; организация встреч детей с папами – людьми разных профессий.
Ход собрания.
Звучит песня «Папа может все». Воспитатель: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, представьтесь. Звучат в записи ответы детей на вопрос «За что ты любишь своего папу??». Вопросы отцам: - Какова ваша роль в семье? - Что вы считаете главным в воспитании ребенка? - Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца? Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет. Воспитатель: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей настойчивости, смелости, целеустремленности – это забота отца. Действительно, мужское отношение к миру, к своему дому, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство, отец способен сформировать у мальчика именно своим примером, поступком. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, дедушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это дается детям: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. Музыкальная пауза. Вопросы отцам: - Какие интересы вас объединяют с детьми? - Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком? - Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни? Звучат в записи ответы детей на вопросы: - Чем твой папа занят вечерами? - Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа? - Что ты любишь делать вместе с папой? - Чему тебя научил папа? Воспитатель обобщает ответы детей. Воспитатель: Главное воспитывать в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините игрушку, собираете что-то из конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете мяч по двору, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости. Во время этого, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе, защищенности. Ребенок идет
с этими ощущениями через детство, отрочество, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Музыкальная пауза. Воспитатель: Представьте ситуацию: отец везет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед?» - спрашивает отец. «Чем занимался?» «Как вел себя? Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком?? Какие? Видеозапись ответов детей на вопрос: «О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?» Воспитатель: Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои мысли, тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, поделитесь своими мыслями, заботами. Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует: вы откровенны, обращаетесь к нему как к взрослому. Чаще спрашивайте ребенка: Что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? и т.д. Музыкальная пауза. Воспитатель: Представьте ситуацию: отец кричит на сына: «Куда ты прешься, весь в снегу? Мать только что вымыла пол. Вернись, говорю!». Сын обиделся, он и сам теперь увидел лужи на полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка? На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость. Музыкальная пауза. Вопросы отцам: - Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого? - Как вы считаете, есть ли у вас авторитет? - Доброта или строгость ваши помощники в воспитании? Видеозапись ответов детей на вопросы: Добрый или строгий твой папа? Почему ты так считаешь? Воспитатель: А.С.Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное и деловое распоряжение – вот что должно быть в семье. В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. В воспитании нужна мера. Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить – наказание ничему не научит, а может озлобить. Музыкальная пауза. Воспитатель: Теплота, покой, уют в доме зависит от матери, а душевное состояние – от мужа, отца. Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек. Награждение пап грамотами. Воспитатель: Уважаемые папы! Давайте воспитывать ваших детей не только словами и подарками, сколько примером, достойным всякого подражания. Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту. А сейчас мы вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.

Литература.
1. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 2. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями ДОО – М.: ТЦ Сфера, 2005 3. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей – М.: ТЦ Сфера, 2004