Урок литературы в 7 классе по теме: Л.Андреев "Кусака"

Автор: Кузнецова Ираида Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: станица Староминская, Краснодарский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок литературы в 7 классе по теме: Л.Андреев "Кусака"
Дата публикации: 22.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок:
Литература
Тема:
Л

.

Андреев

«

Кусака

»
Цели и задачи: продолжить работу над развитием у учащихся умений и навыков выразительного чтения , учить читать выборочно , находить отрывки , соответствующие рисункам ; воспитывать чуткое , доброе отношение к живым душам . Оборудование: портрет писателя , рисунки учащихся , фотовыставка « Мои четвероногие друзья », аудиозаписи : чтение учителя , музыка « Одинокий пастух »
Ход

урока

:

Эпиграф
В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое стра- дает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед гроз- ными силами жизни. Л. Андреев I.
Орг

.

момент



II .

Проверка

дом

.

задания
- беседа по фотовыставке : Мы посмотрели с вами фотовыставку ваших четвероногих друзей. Хочется сказать спасибо всем вам , ребята. Вы доставили огромную радость этими снимками. Я также знаю, что есть у нас ребята, которые принесли аудиозаписи с лаем своих любимых собачек. Давайте послушаем. (прослушивание записи). - В каком настроении находятся собачки? ( в радостном ) - О чём это говорит? ( им хорошо живётся с хозяевами ) Ещё раз хочу сказать спасибо вам, ребята, за выставку. Я знаю, что некоторые из вас посвятили своим любимым животным стихотворения. Вот некоторые из них (зачитываются 2-3 ). - Мне очень отрадно, что у этих четвероногих такие добрые и любящие хозяева, которые смогли разделить свою любовь, ласку и доброту не только со своими близкими, но и с животными. Ведь они тоже, как и люди, живые точки в развитии природы, и им тоже нужно то, что и человеку. Я очень рада, что хозяевами этих милых кошек и собачек являетесь вы, мои ученики и ваши родители.
III.
Основная

часть

:
Работа над темой урока : а) Сообщение темы и цели урока - К великому сожалению, ребята, не всегда у этих маленьких живых душ есть тепло, понимание, ласка. Я вновь хочу вернуть ваше внимание к рассказу Леонида Андреева «Кусака». б). Беседа по содержанию: - Задумывались ли вы, ребята, какую тему затрагивает писатель? ( доброго отношения ) - А почему он обратился именно к этой теме? ( видел вокруг себя много бедных , слабых , обездоленных , и он выступает в их защиту ) - В чём заключается необычность названия рассказа? ( в том , что он называется « Кусака ») - А почему «Кусака»? ( при первой встрече с дачниками она злобно схватила Лелю за подол платья) - Какова же история Кусаки? ( пересказ начала рассказа) -Что же произошло потом? ( ей встретился пьяный прохожий , который хотел приласкать её и в последний момент , когда собака ему поверила , он вдруг пнул её ногою ). - Находите ли вы объяснение поступку пьяного человека? - Почему он так поступил?
Слово учителя:
- Вы правы , ребята. Нельзя сказать, что этот пьяный человек плохой. Я считаю, что прежде нужно заглянуть в душу человека и попробовать найти то, что его тревожит, что беспокоит, почему такая горечь и злоба на душе? Ведь на земле, ребята, плохих людей нет. В каждом человеке есть хорошее , и есть недостатки. Учитесь, ребята, увидеть в человеке хорошее и не бойтесь ему об этом говорить. Пусть он знает, что кому- то нужен что в чьём-то сердце есть место и для него. И тогда, поверьте, мир вокруг нас станет добрее. Мир человека всегда в чём-то находит отражение. в). Работа с рисунками. Выборочное чтение по главам. - Вот и наши ребята попытались отразить в своих рисунках те эпизоды, которые взволновали их. Посмотрите на рисунок , найдите в тексте отрывок, соответствующий показанному рисунку, и зачитайте выразительно . ( зачитываются 2-3 эпизода) - А что объединяет эти рисунки? ( чувство сострадания , горечи , обиды ). ( включается аудиозапись чтения отрывка учителем от слов: «…-Кусачка, подойди ко мне….» до слов: «…- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку…» ). - И что же ? Что же дальше было, ребята? Найдите эти строки. ( ученики читают концовку: «…когда прибежали дети…» и до конца 2 части)
- Так что же нужно для счастья живой души? ( доброта , ласка , внимание , понимание ). - Да, ребята, именно этих качеств не хватает порой живой душе. И неважно, человеческая это душа или душа животного, прежде всего надо помнить, что она живая. ( чтение учителем наизусть начала 3-й части) «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла Им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?» - Что же изменилось в жизни собаки? ( она , в знак благодарности и любви , пыталась научиться играть , кувыркаться , ласкаться . У неё даже шерсть стала красивой … и т . д ) - Одним словом, была по-своему счастлива. - А сейчас давайте вспомним содержание 4-й части. – Какое чувство возникает у вас при чтении этой главы? ( чувство обиды , досады ) - Отчего у вас это чувство? ( от переживаний за дальнейшую судьбу Кусаки , за её одиночество , которое её вновь настигает ). (чтение по ролям начала 4 главы) - Итак, люди уехали. Вновь одиночество. ( чтение учителем начала 5 главы до слов :… Но в комнате было пусто , и никто не ответил Кусаке .) - Какое настроение вас, читателей, охватывает при чтении этого отрывка? ( грустное , на душе горько и больно ) . - -А как собака выражает это чувство? Что она делала? ( она выла ) -Да, она выла. Но лучше писателя Л.Андреева нам не передать состояние собаки. Давайте зачитаем этот отрывок. (ученик читает: «Собака выла ровно… » на фоне музыки «Одинокий пастух) - Но не только писателя Андреева волновала тема обездоленных, брошенных. У поэта Э. Асадова есть «Стихи о рыжей дворняге», где он заставляет людей оглядеться вокруг, увидеть чужую боль, одиночество и помочь тем, кто в этом нуждается. ( чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения Э. Асадова «О рыжей дворняге»).
IV

.

Итог

урока

:
- Так что же нужно, ребята, для счастья любой живой души? ( доброта , ласка , тепло , внимание ) - Я вновь хочу вернуться к писателю Л. Андрееву, человеку большой души, который написал о маленькой собачке. И неслучайны слова К. И. Чуковского об этом писателе ( чтение эпиграфа на доске ). - Я хочу, чтобы тепло своих ещё маленьких душ вы могли дарить всем живым душам, потому что только доброта, ласка, взаимопонимание могут оживить души. Пусть эти слова станут вашей путеводной звездой.

V.

Домашнее

задание

: зад. №5 учебника.