Напоминание

"Мы и окружающий мир"

Автор: Глубоковских Вероника Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Надым, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Мы и окружающий мир"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа клуба « Мы и окружающий мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа строится на основе принципов: - целостности окружающей среды, направленн ый на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; - междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; - взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; - соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся. Программа к луба « Мы и окружающий мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства. Клуб «Мы и окружающий мир»
реализует
общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель
настоящей
программы :
расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи программы:
- расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- изучение природы родного края; - развитие познавательного интереса учащихся к природе; - воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Программа « Мы и окружающий мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
Содержание
клуба «Мы и окружающий мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: - идея многообразия мира; - идея экологической целостности мира; - идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный к урс « Мы и окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Формы
учебных
занятий
в к лубе могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 1. Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся. 2. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. 3. Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы
,
выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Планируемые результаты

1 класс:

Личностными результатами
изучения клуба «Мы и окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами
изучения клуба «Мы и окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Учиться высказывать своё предположение (версию).  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:

Личностные результаты:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:  Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.  Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи  Слушать и понимать речь других.  Вступать в беседу.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
:
Личностные результаты:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.  Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
4 класс:

Личностные результаты:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию : сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предполагаемые результаты реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:
 называть окружающие предметы и их взаимосвязи;  называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;  называть основные особенности каждого времени года:  перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов
.

На втором уровне школьник должен уметь:
 объяснять, как люди помогают друг другу жить;  оценивать правильность поведения людей в природе;  оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
 наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,  выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.  моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях  уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
 доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Учебно-методическое обеспечение
1. Вахромеева, М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! – М.: Издательство «Педагогика», 1990. – 240с. 2. Жукова, Т.И. Часы занимательной зоологии / Т. И. Жукова. – 3 изд., доп. – М.: Просвещение, 1973 . – 159с. 3. Молодова, Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997. – 128с. 4. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с. 7. Б. Б. Запартович, Э. Н. К риворучко. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы / Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. И. Соловьева;/ Под ред. И. Д. Зверева. - 2-е изд. М.: Педагогика, 1978. – 232с.

Календарно-тематическое планирование

1 класс



Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата

проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1. Как мы понимаем друг друга (5 ч)
1 Вводное занятие. Как мы будем учиться. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). 2-3 Школьные правила вежливости. 4 Режим дня школьника. 5 Ты – ученик.
Раздел 2. Как мы узнаем, что перед нами (2 ч)
6 Что за словом? В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 7 Путешествие в Угадайку. КТД
Раздел 3. Времена года (4 ч)
8 Осенние посиделки. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в 9 Зимушка-зима. 10 Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. 11 Весёлое лето.
общечеловеческих нравственных ценностей). учителем плану. животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года». школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Раздел 4. Как ты узнаешь мир (3 ч)
12 Глаза – главные помощники человека. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 13 Память и ум – помощники человека. 14 Жить – с книгою дружить. КТД
Раздел 5. Твоя семья и друзья (3 ч)
15 Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 16 Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? 17 Без друга в жизни туго. Мои друзья.

Раздел 6. Что нас окружает (7 ч)
18 Моя станица. Достопримечательности станицы. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 19 Мы – пешеходы. 20 Что такое профессия? Какие бывают профессии? 21 Из чего что сделано? 22 Водица-царица.(Три состояния воды) 23 Транспорт. Мы – пассажиры. 24 Мой путь от дома до школы. КТД
Раздел 7. Живые обитатели (8 ч)
25 Живое и неживое. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.). Оценивать конкретные примеры поведения в Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 26 Какие бывают растения? Какие бывают животные? 27 Путешествие по зоопарку. 28 Домашние любимцы и комнатные растения. 29 Собака – верный друг человека 30 Строение тела человека. 31 Правила поведения в природе. 32 Земля – наш общий дом.
природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 ч)
33 Итоговое занятие Игра «Поле чудес». Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2 класс



Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата

проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1. Наша планета (22 ч)
1 Мир живой и неживой природы. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в Учиться высказывать своё предположение (версию). Называть вещи и вещества. Разбираться в разнообразии веществ. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне 2 Вещи и вещества. Разнообразие веществ.
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. предложения или небольшого текста). 3 Как без часов определить время суток? Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. 4 Форма Земли. 5 О чём рассказывает Глобус. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 6 Викторина «Занимательная география» 7 Звёзды, созвездия, планеты. 8 Земное притяжение. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления. Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 9 Почему день сменяется ночью? 10 Почему бывает лето? 11 Где живут белые медведи и слоны? 12 Прозрачный невидимка (воздух) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать Наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и 13 Создание проекта «Солнечная система»
простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. верно выполненное задание от неверного. температуру воздуха, воды с помощью термометра. Сравнивать погоду и климат. письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 14 Путешествие по карте России. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 15 Адрес на глобусе и карте. 16 Что обозначают на карте с помощью цвета? 17 Путешествие по материкам и океанам. 18 Куда текут реки? Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 19 Как рождаются горы? 20 Моря и острова. 21 Обитатели морей. 22 Проект «Моя страна»
равнины и горы, определять их названия.
Раздел 2. Земля – наш общий дом (12 ч)
23 Великий круговорот жизни. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Характеризовать экосистемы. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 24 Путешествие по природным зонам. 25 Красная книга. 26 Жизнь леса. 27 Хрупкая природа степей и пустынь. 28 Где растут тропические леса. 29 Жизнь в горах. 30 Путешествуем по Европе. 31 Страны Африки и Америки. 32 Австралия. Антарктида. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила Учиться высказывать своё предположение (версию). Показывать территорию России, ее государственную Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и 33 Моя Родина – Россия. 34 Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. границу Находить на карте России родной регион. письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
3 класс



Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата

проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1. Вещество и энергия (3 ч)
1 Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Приводить примеры веществ. Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). 2 Энергия. Что происходит при превращении энергии. 3 Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Раздел 2. Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
4 Живая оболочка планеты. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Характеризовать место обитания живых организмов. Характеризовать круговорот веществ как Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, 5 О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. 6 Солнце - как источник энергии. 7 КВН «Планета загадок».
поступок совершить. пример единства живого и неживого. Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. исполнителя, критика).
Раздел 3. Экологическая система (4 ч)
8 Цепи питания. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Характеризовать экосистемы и природные сообщества. Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 9 Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. 10 Лесные заморочки. Игра «Детектив». 11 Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Раздел 4. Живые участники круговорота веществ (5 ч)
12 Растения и их роль на Земле Экскурсия. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Выяснить роль растений в природе и жизни людей. Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и 13 О братьях наших меньших. 14 Рыбы и их многообразие. 15 Час эрудитов «Птичьи имена». 16 Проект «Сохраним красоту природы».
природе и жизни людей. понимать речь других.
Раздел 5. Твои родные и твоя Родина (3 ч)
17 Человек и его корни. Родословное древо семьи. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 18 Моя Родина – Россия! 19 Путешествие в прошлое. История моей Родины.
Раздел 6. Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР (13 ч)
20 Откуда пошла земля Русская! Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 21 Ледовое побоище. 22 Слово о полку Игореве. 23 Московское государство. 24 Московский Кремль. 25 Смутное время в России. 26 Преобразования Петра I. 27 Екатерина Великая 28 Михаил Васильевич Ломоносов. 29 Отечественная война 1812 года. 30 Император Александр II. 31 Времена Советской власти и СССР.
(текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. 32 Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».
Раздел 7. Современная Россия (2 ч)
33 Российская Федерация. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 34 Проект «Сохраним историю родного края».

4 класс



Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата

проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Раздел 1. Как работает организм человека (7 ч)
1 Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). 2 Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 3 Опора тела и движение. 4 Наше питание. 5 О дыхании и вреде курения. 6 Органы чувств человека. 7 Диспут «Тело человека и охрана здоровья».
Раздел 2. Рукотворная природа (8 ч)
8 Растения и животные на службе у человека. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы. Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 9 Изобретение рычага и колеса и их применение. 10 Свойства воды и воздуха и их использование человеком. 11 Как человек использует горные породы и минералы. 12 Как обрабатывают металлы. 13 Невидимая сила. 14 Человек проникает в тайны природы. 15 Экологический проект «Земля –
планета жизни».
Раздел 3. Человек и его внутренний мир (3 ч)
16 Как стать личностью? Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 17 Эмоции и чувства. 18 Как настроение?
Раздел 4. Человек в мире людей (3 ч)
19 Почему возникают конфликты? В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. 20 Совесть. 21 Путешествие по правам человека.
Раздел 5. Человек и прошлое человечества (4 ч)
22 Добро и зло в Первобытном мире. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения Учиться высказывать своё предположение (версию). Оценивать легко определяемые, однозначные исторические Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять 23 Мир средневековых цивилизаций.
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 24 Технические достижения эпохи. Нового времени. 25 21 век.
Раздел 6. Человек и многоликое человечество (4 ч)
26 «В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 27 Мы не похожи, ну и что же? 28 Пути духовных исканий. 29 Выставка работ «Дети разных народов».
Раздел 7. Человек и единое человечество (5 ч)
30 Что такое деньги. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное Узнать все о деньгах. Познакомиться со сказками разных народов. Рассмотреть глобальные проблемы человечества. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь 31 Почему разные страны помогают друг другу? 32 Сказки разных народов. 33 Глобальные проблемы. 34 Проект «Моё человечество».
задание от неверного. других.