"Основные виды придаточных предложений. Повторение и закрепление изученного материала. Подготовка к ОГЭ"

Автор: Кравченко Наталья Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 пгт Уренгой Пуровский район
Населённый пункт: пос.Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные виды придаточных предложений. Повторение и закрепление изученного материала. Подготовка к ОГЭ"
Дата публикации: 28.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»п.г.т.Уренгой Пуровского района 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31
Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Основные виды придаточных предложений. Повторение и закрепление

изученного материала. Подготовка к ОГЭ»

Учитель русского языка и литературы:

Кравченко Н.Д.

пгт. Уренгой

2016г


Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Основные виды придаточных предложений. Повторение и закрепление

изученного материала. Подготовка к ОГЭ»
Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Цель:
достичь образовательных результатов: 
Предметный результат:
совершенствовать знания учащихся о типах СПП и умения определять виды придаточных предложений 
Метапредметный результат:
учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия. 
Личностный результат:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Задачи урока
через планируемые результаты: 
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания. 
Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты. 
Коммуникативные и личностные:
сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности. 
Методы:
 по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, частично- поисковый;  по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;  по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;  стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;  интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;  контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль;  по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные. 
Оборудование:
 презентация  проекционный аппарат  smart-доска
Этапы урока

Ход урока

Примечание


I.

Организационный

момент

Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые

гости урока!
Регулятивные УУД: самоконтроль. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Постановка

темы и целей

урока.

Цель:
мотивация учащихся. Нам предстоит обобщить изученный материал по теме сложноподчиненные предложения и их типы. Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся). Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать виды СПП и виды придаточных предложений; усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения; различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова)
Слайд №1
Регулятивные УУД целеполагания. КоммуникативныеУУД: умение выражать мысли
III. ОГЭ-разминка

Цель:
подготовка к ОГЭ
1.Игра «Лови ошибку». Объяснить

написание слов
Сжимать, разсвет, зделать, беззаботный, бескрайний, згибать , возхождение, мировозрение, безсердечный, бесчеловечный. Данным упражнением мы отрабатываем задание 4 ОГЭ 2
.Повторим (слайд5)

Из предложения выпишите все

словосочетания, укажи их структурную

схему, вид подчинительной связи

( работа по цепочке)

Осеннее солнце несмело на город

печальный взглянуло.
Осеннее солнце - прил. + сущ. -согласование город печальный – сущ.+ прил. - согласование взглянуло несмело –глаг.+ наречие- примыкание взглянуло на город – глагол + сущ. В В.п. – упраление
Ребята
,переделайте 1словосочетание по типуподчинительной вязи согласование в словосочетание по типу подчинительной связи управление. Солнце осени. 3
. Учитель: ребята, вспомните и

назовите основные виды сложных

(слайд 3-4)Проверь себя.
С
ж
имать, ра
с
свет,
с
делать, бе
з
заботный, бескрайний,
с
гибать, во
с
хождение, мирово
з
зрение, бе
с
сердечный, бе
с
человечный
.
Один ученик работает у доски, остальные записывают слова в тетрадях. Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения. Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция Познавательные: осознание познавательной задачи, осуществление анализа, обобщения. Коммуникативные УУД: участие в общей беседе, умение строить небольшое осеннее

предложений (слайд 6-7)
Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное
4.Какое из них вы могли бы

ассоциативно сравнить со

словосочетанием? Какие ассоциации

возникают у вас при сопоставлении этих

синтаксических единиц
? В сложноподчиненном предложении так же, как и в словосочетании, 1. связь подчинительная; 2. одна часть главная, другая зависит от нее; 3. связь между частями устанавливается по вопросу.
5.Продолжим игру в ассоциации.

Сопоставляя СПП со словосочетаниями,

попробуйте определить вид

придаточного в СПП. (слайд 8-9)
[Это была книга], (которую я помнил с детства). [Было это еще в ту пору], (когда люди читать не умели).
Что объединяет придаточные в этих

предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, т. значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ.
Определить вид придаточного в СПП.

(слайд 10-11)
[Легко себе представить], (что я чувствовал) [Никто не видел], (как это произошло) Что объединяет придаточные в этих предложениях?
Все эти придаточные отвечают на

вопросы косвенных падежей и, если

соотнести их с зависимым словом в

словосочетании, то их значение -

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ.

Определить вид придаточного в СПП.

(слайд 11-12)
[Дорогою свободной иди], (куда влечет тебя свободный ум).- прид. обст. места [Цветы завяли], (потому что в вазе не осталось воды). _ прид. обст. причины
Что объединяет придаточные в этих
монологическое высказывание.

предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.- Придаточные обстоятельственные [ ],(союз, союзное слово )
6.Сделаем вывод, ответив на вопрос:
как определить вид придаточного в СПП?
Алгоритм определения вида

придаточного предложения (слайд 15)
1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения. 2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть). 3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению: 4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова). 5. Назовите вид придаточного предложения.
7.Физминутка. Гимнастика для глаз

(слайд16)

IV.Повторение

теоретического

материала

Цель:
проверить имеющиеся знания учащихся
1.Теоретический багаж. Цифровой

диктант (слайд 17-20)
Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними-1,если не согласны- 0.
!!! При ошибочных ответах попросить

учащихся аргументировать свой ответ!!!
Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно- познавательные действия. Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения
Примерные ответы учеников
+СПП состоят из главной и придаточной части. + +Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении. + +Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете , лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех
событий и явлений, о которых говорится в главной части. + -Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) - +Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. + -Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей?
(какой?) -
-Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения). -
V.Актуализация

опорных знаний

Цель:
повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Синтаксическая разминка (слайд 21-

23)
В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным характеристикам:
А)
сложносочиненное предложение;
Б)
простое предложение с однородными частями составного именного сказуемого;
В)
сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
Г)
сложноподчиненное предложение с одним придаточным; 1) Роса была холодная, обильная.
Б
2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги.
А
3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.
Г
4) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.
В

2.Конструирование предложений
. Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения.
-по вариантам.
1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …). Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, понимание информации. Регулятивные УУД: самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления
Слайд 24-25

2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю Когда тело опускается в жидкость, то теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости. 3.
Учитель.А теперь я предлагаю вам

подытожить полученные знания о СПП,

решив кроссворд
.
Слайд 26-28

VI. Закрепление

материала. Цель:
закрепление и коррекция полученных знаний.
1.Лингвистическая разминка (слайд 29-

36)

Готовимся к ОГЭ
Задание 12 Тематика по спецификации: «Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении»
Задание:
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать, выполнять учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные

Тренировочные

упражнения
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, (1) удостоверилась,(2) что они подлинные, (3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала. Ответ:2,5
Задание:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард Ответ:5
Задание:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью.
Задание:
Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1)где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба. Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) невнятно бормочет,(3)гладит огромной ладонью мою голову. Ответ:1 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает,(1) а я стою у колонны и делаю вид,(2)что изучаю приклеенную к ней афишу. Когда раздается звонок,(3)я иду связи. Коммуникативные УУД: умение выражать мысли. Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, контроль, коррекция.
вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю. Ответ:2,3
Задание:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. Но жизнь продолжается. Стрекоза-пират усиленно патрулировала свою территорию(1),кот иногда уходил гулять, (2)где ему вздумается,(3)собака побрехивала из-за забора на машины и велосипеды. Ответ:2
Задание:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. Это было трудно,(1) но мы переупрямили всех. Если марина не приходила в школу из- за простуды,(2) Анна Васильевна говорила, (3)чтобы я отнес ей домой тетрадь с контрольной работой или объяснил задания,(4)прямо на уроке,(5) и в классе над этим уже смеялись. Ответ:2,3
Задание:
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной
связью. Толик посмотрел на директора с интересом: ему понравилось,(1)как сказал Михал Михалыч. То,(2) что все отвечать за одного,(3)давно известно,(4) а вот что один за всех-это верно. Ответ:1,2,3
Самостоятельная работа.

Составить схемы сложноподчиненных

предложений, определить вид

придаточных в них
1.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Слайд 38
Познавательные УУД :
2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки. 3. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу. 4. Хорошо бродить в поле, когда колосится рожь. 5. Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного. 6. Кто знает, что такое старость? анализировать, контролировать и оценивать результат Коммуникативные УУД : рефлексия своих действия. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату, оценивание результатов деятельности товарищей
VII.Рефлексия

Цель:
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.
Итог урока.

Рефлексия

Анкета

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся
Слайд 36
Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования. Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация. Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.
VIII.Домашнее

задание (выбрать

любой вариант)
1.Индивид. задания-карточки, повторить словарные слова, теоретический материал по теме. 2. Выписать из художественного текста не менее 9 сложноподчиненных предложений, определить вид придаточного и составить схемы.
Слайд 37
Приложение.
Игра «Лови ошибку». Объяснить написание слов

Сжимать, разсвет, зделать, беззаботный, бескрайний, згибать , возхождение, мировозрение, безсердечный, бесчеловечный.
Повторим
Из предложения выпишите все словосочетания, укажи их структурную схему, вид подчинительной связи. Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло.
Теоретический багаж. Цифровой диктант. Согласен – 1. Не согласен - 0
1.СПП состоят из главной и придаточной части. 2.Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении 3.Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете , лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. 4.Части СПП соединяются при помощи запятых 5.Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. 6.Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? 7.Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. Ответ. 1 2 3 4 5 6 7
Синтаксическая разминка
В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным характеристикам:
А)
сложносочиненное предложение;
Б)
простое предложение с однородными частями составного именного сказуемого;
В)
сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
Г)
сложноподчиненное предложение с одним придаточным; 1) Роса была холодная, обильная. 2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги. 3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было. 4) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.
Конструирование предложений
. Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. 1.Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …). 2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …)

«Анкетирование» 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Лист самооценки.
Виды работ Количество правильных ответов 1 Лови ошибку 2 Цифровой диктант 3 Синтаксическая разминка 4 Конструирование предложений 5 Кроссворд 6 Лингвистическая разминка. 7 Итог