"РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"

Автор: Подшивалова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 9"
Населённый пункт: г. Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: Проект
Тема: "РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» ПРОЕКТ
«РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА

УРОКАХ ХИМИИ»
Автор: Подшивалова Татьяна Юрьевна Учитель химии и биологии Краснокаменск

АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы «Формирования регулятивных универсальных действий при обучении учащихся предметам естественно-научного цикла» обусловлена новыми образовательными целями. С 2015-2016 учебного года намечен переход на стандарты второго поколения, принципиальной характеристикой которых является развитие личности, деятельностно- компетентностный подход в организации образовательного процесса. Учитывая быстрые изменения, происходящие в мире, невозможно заранее выявить и спрогнозировать те качества, и личностные и профессиональные, которые могут быть востребованы через несколько лет. Поэтому сегодня главная задача школьного образования – формирование УУД, позволяющих школьнику овладеть компетенциями, новыми знаниями, новыми видами деятельности. УУД означает, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют 4 блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Поэтому, при обучении предметам естественно-научного цикла основное внимание следует сосредоточить на формировании регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. - планирование – определение и составление плана последовательных действий. - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения. - контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном. - коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона. - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. - волевая саморегуляция- способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта.
Цель проекта:
формирование регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности. А следовательно способствующей развитию личности и достижению нового качества образования.
Задачи:
1. Изучить методологические основы формирования РУУД.
2. Создать условия, обеспечивающие возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, планировать деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 3. Обобщить опыт работы по формированию РУУД. Важнейшими условиями, обеспечивающими формирование РУУД, считаю:  необходимость выделения цели формирования РУУД, чёткого выделения их функций в образовательном процессе, их содержании и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся;  определение ориентировочной основы РУУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении;  формирование РУУД с учётом функции предмета и его предметного содержания;  организация поэтапной отработки РУУД, обеспечивающей переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.  Разработать систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование РУУД.  Осуществлять выбор методов и форм обучения с учетом цели формирования конкретного вида универсальных учебных действий
Мероприятия и ответственные
Этапы и сроки Задачи Мероприятия Ответственные I этап Сентябрь-февраль 2015-2016 гг.
Теоретический
Изучить методологические основы формирования РУУД 1. Изучение научно- методической литературы. 2. Изучение нормативно – правовой базы. 3. Изучение работ В. Давыдова, П Гальпери. Подшивалова Т.Ю. II этап Март-декабрь 2016 г
Творческий
Создать условия, обеспечивающие возможность учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, классифицировать 1. Изучение и внедрение современных Психолого- педагогических технологий, форм и методов работы. 2. Изучить и внедрить новые Подшивалова Т.Ю. .
деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. формы оценивания и коррекции результатов. 3. Разработать критерии и способы оценки сформированно сти. 4. Разработка уроков. III этап январь-май 2017 г.
Обобщающий
Обобщить опыт работы по формированию РУУД. 1. Анализ и обработка результатов и достижений учащихся. 2. Оформление результатов в виде отчетов, электронных презентаций, методических рекомендаций. 3. Проведение мастер-класса, открытых уроков. 4. Обобщение опыта через участие в пед. советах. 5. Создание мониторинга учебных достижений учащихся по формированию РУУД. 6. Определение дальнейших перспектив работы. Подшивалова Т.Ю.
Ресурс:
- методическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение.
Продукт:
 Пакет информационно-методических материалов по формированию РУУД. В результате внедрения проекта Ученик сможет:
1. Развить способности личности к регуляции поведения и деятельности саморегуляции. 2. Освоить на достаточном уровне такие компоненты самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, оценка учебной деятельности. 3. уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Учитель сможет: 1. Совершенствовать педагогическое мастерство и в результате выйти на новый уровень профессиональной компетентности. 2. Определить область своей успешности и наметить точки профессионального роста. 3. Получить дополнительные возможности в личностной и профессиональной самореализации.
РИСКИ:
- неготовность учителя к формированию УУД в старшей школе.
Компенсаторные действия:
- самообразование педагога. - КПК. - 2 года: сентябрь 2015 – май 2017 гг.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2015 – май 2017 гг. ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.№ 4. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова - М. - 2008. 3. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности.//Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- № 4. С. 16 -24. 4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4. 6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. 7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М. – 1980.