"Готовность к школе.Советы родителям".

Автор: Фатхуллина Альфия Мухамадеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Мишутка"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовность к школе.Советы родителям".
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе. Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.
Готовность к обучению в школе включает в себя следующие элементы
: мотивация к обучению, развитие воли, умение контролировать своё поведение, интеллектуальное развитие, умение понимать смысл сказанного. Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается. Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры , хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях. На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.
При поступлении в школу ребёнок должен знать
1. Свое ФИО; 2. Свою дату рождения и возраст; 3. ФИО родителей, их профессии; 4. Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира; 5. Главные достопримечательности своего края; 6. Название своей страны и её столицы; 7. Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года; 8. Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки; 9. Растения и знать, где они растут;
10. Части человеческого тела; 11. Названия профессий; 12. Русские народные сказки; 13. Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения;
И уметь:
1. Различать живое и неживое, рода (мужской и женский),число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал; 2. Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ; 3. Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение; 4. Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ; 5. Составить рассказ по предъявленной картинке; 6. Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок; 7. Разделять слова на слоги притопами или хлопками; 8. Различать согласные и гласные звуки; 9. Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа:»дом»,»мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»; 10. Правильно держать ручку, карандаш, кисточку; 11. Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных,геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов; 12. Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру); 13. Делать аппликации из разноцветной бумаги; 14. Лепить из пластилина и глины; 15. Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах; 16. Соотносить цифру с количеством предметов;
17. Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут; 18. Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут; 19. Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры;
Рекомендации по подготовке ребенка к школе
Первое, что нужно делать – развивать речь . Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос (На вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»). Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений. Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму). Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, вести диалог. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит – так он научится составлять рассказ по картинке. Читайте ему рассказы сказки (если уже умеет, то пусть лучше сам читает) и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию. Также важно уметь произносить все звуки. Если у ребёнка проблемы с произношением, обратитесь к логопеду или найдите упражнения для развития этих звуков и работайте самостоятельно. Случается, что родители так привыкают к речи ребёнка, что не замечают в ней дефектов, поэтому ещё раз внимательно проверьте, все ли звуки произносит ваш ребёнок. Попробуйте сделать более «продвинутый» рассказ по картинкам – предложите ребёнку не одну картинку, а сразу серию картинок и попросите составить рассказ, пусть он научится связывать начало, продолжение и конец рассказа. Вам следует контролировать не только произношение отдельных звуков, но и речь ребёнка в целом – её темп и окраску, правильность. Спокойно указывайте ему на его ошибки на те элементы речи, которые вы хотите откорректировать. Научите его контролировать свою речь (не говорить слишком быстро, строить фразу в уме перед произнесением вслух), разговаривайте с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные фильмы. Попросите малыша описать сюжет, назвать героев, рассказать о них, назвать главных героев. Попросите его придумать слова: имеющие противоположное значение, сходное значение, уменьшительно-ласкательные. Предложите ему закончить начатое вами предложение. Задавайте ребёнку вопросы, о которых ему нужно будет подумать – очень важно, чтобы ребёнок учился размышлять. Читайте познавательные книги про родину, природу, космос, путешественников и т.д. На развитие ребёнка влияют также внешние источники информации – телевидение, журналы, газеты, Интернет . Всё это контролировать нужно очень осторожно: держа ребёнка в «ежовых рукавицах», вы врят ли добьётесь положительного результата, а если и добьётесь, то временного. Учитывайте, что когда вы строго-настрого запрещаете смотреть ребёнку какой-то телеканал, то именно этот канал и будет представлять собой особый интерес.