Напоминание

"Интеллектуальные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Гапонюк Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов
Тема: "Интеллектуальные игры для детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Департамент образования
Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА
»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД НОЯБРЬСК

629804,г. Ноябрьск, ул. Шевченко 50а тел.36-71-98, 36-74-24,E

mail:IrinaMalevich@mail

ОКПО 48729845 ОГРН 1028900708363 ИНН/КПП 8905025359/890501001

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Разработала: воспитатель Гапонюк Е.Н. 2015 г.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребёнка человеком завтрашнего дня?», «Какие знания ему необходимы для успешной учёбы в школе?». Педагогу необходимо задумываться: принесёт ли большую пользу ребёнку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения не требуют наличия собственного опыта, самостоятельных действий и усилий воспитанника? Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание педагогом изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга разных проблем, умеющий применять свои знания на практике. Интеллект – совокупность врождённых или приобретённых при жизни умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. Не только овладение способами мышления, а главным образом усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно интеллектуально развиваться. Работая над данной темой, я пришла к выводу: что можно и нужно развивать способности детей. Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить ООД конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования и памятуя о том, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей. Где есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чём-то утвердиться, в чём-то усомниться. Это важно ещё и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: " Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный". Я на своем личном примере убедилась в правильности этого высказывания. Данная методическая разработка адресуется как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Она не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
НАЙДИ ВАРИАНТЫ
Нарисуйте 6 кругов. Попросите ребенка закрасить круги таким образом, чтобы закрашенных и не закрашенных фигур было поровну. Рассмотрите и посчитайте всевозможные варианты закрашивания. Проведите соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

ВОЛШЕБНИКИ
Объясните ребенку правила игры: вы рисуете простую геометрическую фигуру, а он на ее основе создает более сложный рисунок, например, прямоугольник может превратиться в окно, аквариум, дом; круг - в мяч, снеговика, колесо, яблоко и т.п. Можно проводить игру в форме соревнования: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
ОРНАМЕНТ
Приготовьте игровой материал: из цветного картона вырежьте 4 - 5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники и т.п.). Фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером. Покажите ребенку, как на игровом поле (лист картона или бархатной бумаги) можно выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Нарисовав орнамент на бумаге, предложите малышу выложить узор по образцу. Усложняя задание, попросите ребенка выложить орнамент под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право, лево, вверху, внизу». Например: «В центре листа - большой красный круг, справа от него маленький оранжевый квадрат, слева - маленький желтый квадрат, над крутом - синий треугольник, под кругом - зеленый треугольник и т.п.»
САМАЯ ПРОСТАЯ ГОЛОВОЛОМКА
Разрежьте любую геометрическую фигуру на 5 и более частей. Предложите ребенку собрать фигуру. Усложняя задание, используйте фигуры разного размера, разрежьте две одинаковые фигуры с отличающимся рисунком.
ПРАВЕЕ! ВЫШЕ!
Спрячьте игрушку и предложите ребенку ее найти, слушая ваши подсказки. Подсказывая, давайте малышу направление поиска: прямо, налево, выше, ниже: «ты найдешь этот предмет, если пойдешь прямо, а затем по вернешь направо. Игрушка находится ниже картины, справа от стола и т.п.». Таким же образом можно загадать предмет, изображенный на сюжетной картинке, выбрав какой-либо объект в виде ориентира. Например: «То, что я загадала, находится ниже солнца, справа от дерева, пе ред домиком и т.п.».
РАЗВЕ ТАК БЫВАЕТ?
Нарисуйте картинку с заведомо нелепыми деталями, например, одуванчик среди сугробов, яблоки на березе, мальчик с косичками и т.п. Попросите ребенка внимательно рассмотреть изображение и указать то, чего быть не мо жет. Игру можно проводить в форме соревнования: кто найдет больше «нелепиц», кто увидит самое смешное несовпадение. Чаще меняйте наглядный материал, подбирайте картинки с различными
сюжетами, ситуациями. Усложняя задание, делайте ошибки, увидеть которые возможно только при внимательном рассмотрении рисунка. Предло жите малышу самому нарисовать картинку с «нелепицей».
КОМУ ЧТО НУЖНО
Представляйте себя в виде какого-либо одушевленного объекта. Ребенок должен назвать условия, необходимые для его жизнедеятельности. Например, вы говорите: «Я - цветок». Научите малыша рассуждать: «Цветок растет в земле, его поливают, листья цветка дышат, в холод цветы вянут, когда светит солнце - цветок растет. Значит цветку необходимы земля, вода, воздух, тепло, свет». Усложняя задачу, можно построить игру наоборот: «Мне необходимы воздух, вода, трава или сено для питания, луг, чтобы пастись, хлев, чтобы там жить. Кто я? (корова)».
ВОПРОС - ОТВЕТ
Расставьте в ряд игрушки или любые другие безопас ные предметы. Предложите ребенку найти загаданный вами предмет, задавая вопросы относительно его месторасположения. Например: - Этот предмет справа от машины (центральный объект)? -Да. - Это кубик? - Нет. - Предмет находится между куклой и зайцем? - Да. - Это мяч? - Да.
ЧТО Я ЗАГАДАЛА?
Разложите перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера. Предложите отгадать, какой из них вы загадали. Объясните правила: отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше-меньше». Например: Этот круг больше красного? Да. Он больше синего? Да. Больше желтого? Нет. Это зеленый круг? Да.
ПОЛЕЗНО - ВРЕДНО
Рассмотрите какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные, стороны. Например: «Если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут. Но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от избытка воды».
ЮНЫЙ АРХИТЕКТОР

Расскажите ребенку о том, чем занимается архитектор. Рассмотрите фотографии архитектурных построек, объясните, что ни одно здание нельзя построить без пред - варительного плана, чертежа. Предложите поиграть в архитекторов: построить дом из кубиков или конструктора по чертежу. На первых занятиях рассматривайте простые конструкции из 4-5 деталей. Попросите ребенка построить дом и сделать чертеж готового строения. Затем возьмите на себя роль строителя, в то время, как малыш станет архитектором, то есть, сделает чертеж. Усложняя игру, можно построить несколько объектов и схематично изобразить один из них, предложив ребенку найти строение, сверяясь с чертежом.
ПОСАДИ ЦВЕТЫ
Для игры вам потребуется 40 карточек с изображениями цветов - с разной формой лепестков, разного размера, с сердцевиной разного цвета. Предложите ребенку рассадить цветы на клумбах: на круглую клумбу - все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы. Какие цветы остались без клумбы, какие могут расти на двух или на трех клумбах?
А Я ДУМАЮ ТАК!
Предложите ребенку поочередно составлять группы предметов по тому или иному Признаку. Второй игрок должен убрать один из предметов группы и обосновать свой выбор, то есть, объяснить, почему он считает, что этот предмет лишний. Например, вы собрали группу из трех мягких игрушек - зайка, мишка и кот. Вы объясняете свой выбор тем, что все это - мягкие игрушки-животные. Ребенок убирает кота, объясняя, что заяц и медведь - это дикие животные, а кот - домашний. Или, ребенок объединяет в группу мяч, машину и цилиндр, объясняя это тем, что предметы можно катить. Вы убираете мяч. Объяснения: цилиндр и машина в перевернутом состоянии не катятся, а мяч катится в любом положении».
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Приступая к изучению категории «время», сформируйте у ребенка представление о таких понятиях, как: «сейчас», «вчера», «завтра», «было», «есть», «будет». Предложите малышу поиграть в «телефонные разговоры». Первому собеседнику (ваш выбор) он расскажет о том, чем вы занимались вчера, второму - что вы делаете сейчас, и, соответственно, третьему - о планах на завтра. Следите за тем, чтобы ребенок употреблял глаголы нужной формы, мягко исправляйте его, если он ошибается.
СНАЧАЛА - ПОТОМ
Вы называете ребенку какой-либо предмет. Задача малыша - представить его эволюцию. Например: «Дерево» - «Было семя, стало ростком, затем - саженцем, потом - деревом». «Дом» - «Сначала - фундамент, затем -первый этаж, второй и т.д.». «Книжная полка» - «сначала - дерево, затем - доски, потом полка».
УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР
Вы описываете время суток, ребенок должен догадаться - какое. Например: - На траве лежит роса. Цветы раскрывают свои бутоны. Пастух гонит коров на пастбище. Петух взлетел на забор и громко закричал: «Ку-ка-ре-ку!». - Все затихло. На небо вышла луна. Мальчик спит в своей кроватке. Сова вылетела на охоту.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Подберите картинки с изображениями последовательных действий, например: мальчик спит, мальчик умывается, завтракает, идет в школу. Разложите карточки, нарушив последовательность. Предложите ребенку поменять картинки местами, восстановив порядок действий.
СЕКУНДЫ И МИНУТЫ
Обратите внимание ребенка на движение секундной, минутной и часовой стрелки - первая бежит по кругу быстро - быстро, вторая - чуть медленнее, а третья так медленно, что ее передвижение и заметить-то трудно. Расскажите, что время принято обозначать часами, минутами и секундами. Прочитайте отрывок из стихотворе ния Н, Ивановой «Времена суток»: Зайка объяснял Мишутке Про секунды и минутки: «За секундочку ты сможешь Снять с куста малинку. За минутку их положишь Шестьдесят в корзинку! До краев ее как раз Ты наполнишь через час!» Наглядно продемонстрируйте движение времени, выберите момент, начала новой минуты (секундная стрелка - на 12) и посчитайте до шестидесяти, предложив ребенку в это время наблюдать за секундной и минутной стрелками. После того, как первая сделала полный круг, вторая продвинулась на одно деление. Пересчитайте деления, указывая на каждое. 1 деление - одна минута, 60 делений - 60 минут или 1 час. Предложите малышу проверить, что можно сделать за одну секунду (сказать «раз»), за одну минуту (взять с полки книгу и открыть ее), за один час (погулять).
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?
Предложите ребенку понаблюдать за его режимом дня: как располагаются стрелки на часах, когда он просыпается, завтракает, идет гулять: «Большая стрелка - на 12, а маленькая - на 8, значит, ты проснулся в 8 часов». Сделайте часы для куклы (можно использовать старый будильник). Обыгрывайте различные ситуации: кукле пора завтракать, какое время должны показывать часы? Когда кукла пойдет на прогулку? (обозначить на часах). Какое время мы выставим на часах, если кукла ложится спать?
УКАЖИ НУЖНОЕ ВРЕМЯ
Нарисуйте несколько циферблатов. На каждом из них обозначьте разное время: 12 часов, 1 час, 2 часа и т.д. на зывайте ребенку определенное время и просите выбрать нужный циферблат.
ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ
Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определенным цветом. Каждое утро поясняйте, какой сегодня день, показывая цвет на календаре. Вырежьте из
цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите детям выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребенка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д. Прочтите стихотворение, выделяя голосом названия дней недели: Мы спросили у Емели: —Назови нам дни недели. Стал Емеля вспоминать. Стал Емеля называть. — Дядька крикнул мне «бездельник» — Это было в понедельник. На забор я лез, и дворник Гнал меня метлой во вторник. В среду я ловил жука И свалился с чердака. Воевал в четверг с котами И застрял под воротами. В пятницу дразнил собаку — Изорвал себе рубаху. А в субботу — вот потеха! — На свинье верхом поехал. В воскресенье отдыхал — На мосту сидел, дремал. Да с моста свалился в реку. Не везёт же человеку! Так у нашего Емели Дни недели пролетели. А. Тимофеевский Обсудите времяпровождение Емели.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

ЧТО В МЕШКЕ?
Положите в мешочек несколько предметов, сделанных из разных материалов и отличающихся формой. Предложите ребенку засунуть руки в мешочек и опознать предмет, который ему попался. При этом следует коммен тировать свои действия: «Я держу в руках что-то небольшое, гладкое, твердое, легкое, резиновое. Это — мяч».
УГАДАЙ ПО ЗАПАХУ
Попросите ребенка закрыть глаза. Подносите к его лицу предметы с ярко выраженным запахом (чеснок, духи, кофе, апельсин и т.п.). Задача малыша состоит в том, чтобы угадать и назвать предмет, запах которого он ощущает.
ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ

В течение нескольких секунд показывайте ребенку сюжетную картинку. Уберите изображение. Задавайте вопросы об увиденном на рисунке. Обращайте внимание на детали, помогая ребенку уточняющими вопросами (сколько птичек сидело на дереве, какого цвета занавеска на окне и т.п.). Поменяйтесь ролями, предложив ребенку придумать и задать вам вопросы по картинке.
ЛЕС, МОРЕ
Для игры вам потребуется мяч. Вы бросаете его детям и называете какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т.п.). Возвращая мяч, дети должны назвать животное данной местности.
БУКВА ПОД ЗАПРЕТОМ
Вы задаете детям простые вопросы, а они должны построить ответы таким образом, чтобы в словах не было определенной буквы. О том, какую букву нельзя произносить, договариваются перед игрой. Чтобы правильно ответить на вопрос, не нарушая правила игры, ребенок должен проявить немалую смекалку. Например, запрещено произносить букву О. Вы спрашиваете: «Когда с деревьев падают листья?». Возможный вариант ответа: «Перед наступлением зимы». Первые игры следует проводить в медленном темпе, давать детям время на обдумывание, подбор слов. В дальнейшем ускоряйте ход игры, подклю - чайте других участников. Игра способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания.
ХЛОП! ПОПАЛСЯ!
Вы выставляете руки ладонями вверх, ребенок покрывает их своими ладонями. Рассказывая веселый стишок и отвлекая внимание ребёнка, вы периодически пытаетесь быстро вытащить свою руку из-под его руки и хлопнуть его по внешней стороне другой руки. Задача ребёнка - вовремя отдернуть свою руку.
РАСКРАСЬ ПРАВИЛЬНО
Напишите крупным шрифтом буквы и цифры, чередуя их друг с другом. Предложите детям обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, попросите все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.
ВЫБЕРИ ИГРУШКУ
Поставьте перед ребенком несколько игрушек. Предложите ему выбрать загаданную вами игрушку, выслушав короткую сказку. Сочините короткую историю, главным персонажем которой является задуманная игрушка. При этом в сказке должны упоминаться признаки, свойственные этому предмету или, если игрушка олицетворенная (кукла, зайчик), лицу. Например: «жил-был один предмет. Жил он вместе с братьями- близнецами. Это была очень дружная семья. Вместе они могли превратиться во что угодно - в домик или мостик, в башню или крепость. А еще могли научить ребенка читать, считать или складывать картинки. Наш герой, как раз, и был частью такой картинки. Отгадай, что это?» (кубик из набора).
Я ПОКАЖУ, А ТЫ ОТГАДАЙ

Выберите несколько игрушек. Предложите ребенку поочередно изображать какие- либо действия, по которым можно узнать одну из игрушек. Например, вы загадали медвежонка. Предайте по комнате, имитируя косолапую походку медведя, порычите, покажите, как зверь спит и сосет лапу.
НАЙДИ ДЕРЕВО
Подберите картинку с замаскированными деревьями. Попросите детей найти березу, дуб, сосну. Предложите комментировать свои действия.
МЯЧИК ВВЕРХ, МЯЧИК ВНИЗ
Мяч в руках ребенка. Вы просите его внимательно слушать и повторять ваши команды: «Вверх!» - мяч подбрасывается вверх, «Вниз?» - ребенок хлопает мячом о пол, «Вперед!» - малыш кидает мяч вам. Усложняйте задание: после нескольких повторов одной команды внезапно для ребенка меняйте ее. В дальнейшем вводите новые, усложненные команды, например: «Вверх, хлопок!», то есть, подбросить мяч вверх и хлопнуть в ладоши и т.п. В игре развиваются навыки аудирования, развивается внимание, слуховое восприятие