Новая образовательная форма "метапредмет"

Автор: Кучеренко Арменуи Ашотовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Новоивановская СОШ Зерноградского р-на Ростовской области
Населённый пункт: Ростовская область Зерноградский р-нс. Новоивановка
Наименование материала: статья
Тема: Новая образовательная форма "метапредмет"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Новая образовательная форма « метапредмет»
« Творить-значит выражать то,

что есть в тебе».

Анри Матисс
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Ребенок поступает в первый класс, когда ему исполняется 6-7 лет. Несмотря на то, что иногда он уже умеет писать и считать, от него требуется изучать каждую букву и цифру последовательно одну за другой наравне со всеми и заново учится читать по слогам. Школьник изучает учебные предметы в предлагаемой последовательности и тратит на них одинаковое время вместе со всеми, а мудрое распределение времени есть основа для деятельности. На традиционном уроке имеющийся опыт ребенка часто не учитывается. Оказавшись в заданном классе, он проживает с этим коллективом детей в данной школе определенное количество лет. С одной стороны, «принципиально необходимой чертой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса», в том числе и ребенка. С другой стороны, современная система школы не предоставляет возможности ребенку самому ставить цели, искать пути их достижения, учиться рефлексировать свои действия при решении возникающих задач, оценивать полученный результат. У ребенка нет свободного выбора своего видения проживания в пространстве школы (изучения предметов в удобной для него последовательности и времени, необходимого на это изучение, групп общения, участия в различных сообществах не по возрасту и прочее). Обсуждая проблемы учеников средней школы, учителя, как правило, указывают на отсутствие умений самостоятельной деятельности учеников, на неразвитую монологическую речь, неумение слушать и слышать, неумение работать с книгой. В связи с этим возникла настоятельная потребность развивать все эти умения на всех предметах. Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Метапредмет — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе которой лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. Что такое метапредметность? Как они соотносятся друг с другом? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ? Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей – с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Принцип метапредметности Высокое качество образования стандарт требования содержание Метапредметная деятельность матемаатика физика химия биология ОУ Д
Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение. Таким образом, все новое - это хорошо забытое старое, а на предметном обучении выросло несколько поколений. На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное обучение, необходимо перестроить всю систему образования, и , в первую очередь, взгляды и подходы учителей А сейчас от учителя, прежде всего, требуют результаты ЕГЭ и ГИА, поэтому в школах происходит «натаскивание» учеников на сдачу экзаменов. От этого напрямую зависит квалификация и заработная плата. "Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. В качестве метапредметов доктором психологических наук Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Эта работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.), они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала. В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. В рамках предмета изучается генезис таких понятий, как «движение», «функция» и пр. Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов, помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. Разработка надпредметных программ как программ достижения конкретных метапредметных результатов получила развитие во многих школах России. Среди них «Основы проектной деятельности», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным», «Культура мышления», «Самопознание», "Факт", "Исследование" и пр. Такие программы могут быть рассчитаны на отдельную ступень школьного образования и даже на меньший период времени. В надпредметной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным
учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля). Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. Наши дети, приходя в школу, с 1-го класса катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила. Потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден. Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это различные техники, графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет, который у нас сейчас находится в стадии разработки, «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому – познать. Внедрение метапредметности позволяет во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся актуализировать для них программный материал. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В настоящее время в связи с введение ФГОС реализовать новый образовательный стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, который предполагает формирование УУД (универсальных учебных действий). Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает
требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. Обсуждая проблемы учеников средней школы, учителя, как правило, указывают на отсутствие умений самостоятельной деятельности учеников, на неразвитую монологическую речь, неумение слушать и слышать, неумение работать с книгой. ФГОС включает , в качестве
обязательного требования
, обеспечение, проверку и
оценку метапредметных
образовательных
результатов
учеников.
Элементы метапредметного обучения заложены в ряде

методик, подходов и технологий:
 развивающее обучение Эльконина-Давыдова;  мыследеятельностная педагогика;  коммуникативная дидактика;  эвристическое обучение;  логико-смысловое моделирование.  технология критического мышления (Э де- Боно);  технология «Аквариум» и др. Метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Существую технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:  развивающее обучение  проблемное обучение,  проектное обучение,  РКМ и др. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.
Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают
- 10% от того, что они читают; — 26% от того, что они слышат; — 30% от того, что они видят; — 50% от того, что они видят и слышат; — 70% от того, что они обсуждают с другими; — 80% от того, что основано на личном опыте; — 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как
делают; — 95% от того, чему они обучаются сами.
Особенность метапредметного занятия
1.Это интегрированное занятие. 2.Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием. 3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 4.Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. 5.Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Требование к учителю

Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать

информацию, которая есть в учебнике, не повторять без

необходимости ответ ученика!

Добиваться от учеников аргументированных ответов.

Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики

сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

Чётко и точно формулировать задание.

Способность к импровизации.

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе

подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!
В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание метапредмета «Задача». Хочу также подчеркнуть, что работа с содержанием метапредмета «Задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Если ученик
приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов, например, в физике. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. В ФГОС много говорится о метапредметных результатах, которые сходны с УУД. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты … Самое главное - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых знаний. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. В связи с обозначенной проблемой есть необходимость создания вариативной модели школы разных возможностей, чтобы каждый ребенок мог найти свое пространство для самореализации себя в ней. Прежде всего, школа должна быть тем местом, где ребенок не просто знакомиться с информацией, которую превращает в свое знание при выполнении домашнего задания, а «здесь и сейчас» приобретает новое знание и способен отрефлексировать, что нового он приобрел. Профессионалы XXI-го века – это специалисты самого широкого профиля. Инновационные процессы становятся актуальными и являются единственными источниками развития образовательных систем. В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного
использования при изучении школьных дисциплин , философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями , умениями организации собственной учебной деятельности, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.