"Проблема преемственности дошкольного и школьного образования на современном этапе".

Автор: Тумакова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 8 "Сказка"
Населённый пункт: с. Подозерский, Ивановская область, Комсомольский район
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Проблема преемственности дошкольного и школьного образования на современном этапе".
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для педагогов

«

Проблема преемственности дошкольного и школьного образования

на современном этапе»
Разраюотала Тумакова Л.А., воспитатель 1 квалификационной категории, МКДОУ детского сада № 8 «Сказка» Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду — это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода — проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Введение ФГОС ДО является важным этапом преемственности деятельности дошкольного учреждения и начальной школы. Преемственность является двухсторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из актуальных тем в образовании. Сегодня главный вопрос: в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень
.

Проблема преемственности дошкольного и школьного образования

на современном этапе.
В отечественной литературе проблема преемственности и готовности ребенка к школе освещена достаточно полно в трудах ученых: Л.С.
Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера и многих других. Что же такое преемственность? Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, который имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне [1, с.38]. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, который необходимы для дальнейшего обучения в школе [1, стр.38]. В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики [5]. То есть, непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания,
методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением ФГОС в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования (на всех ступенях). Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» [1, с. 2-3]. Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей и т.п. Так, психолого – педагогические нормативы развития ребенка к концу дошкольного возраста – это стратегический ориентир, определяющий топологию этого периода детства в качестве закономерной образовательной ступени на пути к культурной взрослости. В педагогической практике нормативы такого плана рассматриваются, как правило, в контексте проблемы готовности ребенка к школе [4, с. 17] Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося [2]. В дошкольном образование социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества. Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода. Исходя из положений федеральных государственных стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в
практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов, средств и форм она практически отсутствует. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы. Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, ИКТ и т.п. Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих
понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, грамотное решение психолого-педагогических проблем преемственности возможно, лишь в том случае, если будет реализовываться единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Педагогический процесс может носить последовательный и перспективный характер только тогда, когда проблемы дошкольного и начального образования будут решаться не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, осуществляющееся в дошкольном учреждении. В свою очередь, этот процесс требует гармоничного соблюдения ряда условий: создание общей среды развития детей от трех-десяти лет в целях обеспечения их разнообразной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); реализация взаимообусловленных подходов к организации воспитательно- образовательного процесса в школе и детском саду; опора на общие принципы построения программ и методик; применение разнообразных форм организации обучающих занятий и уроков (оптимальное сочетание
фронтальных, групповых, подгрупповых, и индивидуальных занятий с нерегламентированной деятельностью детей (факультативы, клубы, кружки); разработка здоровьесберегающих принципов построения режима дня (гибких для воспитанников детского сада и учащихся начальной школы); реализация нетрадиционных форм взаимодействия воспитателей и учителей; детей, родителей и педагогов; использование общих принципов отбора и подготовки педагогических кадров. Проблема преемственности в системе образования - долгосрочная и трудная. Для ее успешного решения необходимо не только единство усилий ученых и практиков, но и серьезные структурные изменения в начальной школе, коррекция содержания образования на этапах начального обучения, совершенствование системы переподготовки педагогических кадров.
Список использованной литературы
1.Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2010. № 10 2.Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования /Белошистая А.В.// Начальная школа: плюс – минус. – 2012. - №2. 3.Должникова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.И., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2008. 4.Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция/ Под ред. В.И. Слободчикова; Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. – 28 с. 5.Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.