"Обобщение опыта педагога - наставника"

Автор: Горелова Ирина Аристарховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№ 33"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Обобщение опыта педагога - наставника"
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение опыта педагога - наставника
Гореловой Ирины Аристарховны


Хороший учитель может научить других даже тому,

чего сам не умеет
. Тадеуш Котарбиньский Актуальность. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь грамотных молодых специалистов, и что ещё существеннее того, как удержать их там. Согласно статистике, из выпускников педагогических училищ и вузов только половина идёт работать в учебные учреждения. Печально, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Каким учителем станет молодой специалист, зависит, прежде всего, от учителя-наставника. Учить учителя – это почётно и хлопотно. Вопросов, которые надо решать, очень много, но некоторые вполне можно решить в стенах учебного заведения: - методическая подготовка грамотного специалиста; - проблемы адаптации в коллективе; - создание эмоционально благоприятной атмосферы. Так, в 2014 году в нашу школу пришел молодой специалист – учитель начальных классов Бочкарёва Анастасия Владимировна. В ходе «Часа общения» с ним выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения и цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя-наставника начинается с составления плана работы. Наставник понимает: его основная цель – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. (Приложение 1)
Понятно, что по окончанию вуза, начинающий педагог ещё не является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Между тем, молодой преподаватель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Психологическая адаптация молодых специалистов предусматривает: - наличие комфортных условий для профессиональной деятельности педагога; - оказание молодому специалисту ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; - обеспечение условий для формирования и развития профессиональной компетентности в интересах образовательного учреждения и запросов, интересов, потребностей самого молодого специалиста. Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении включает в себя: - актуализацию "сильных сторон" деятельности педагога и спокойное преодоление "проблемных ситуаций", возникающих в его профессиональной деятельности; - анонимность разрешения "проблемных ситуаций", возникающих в профессиональной деятельности молодого специалиста, непубличном характере решения проблем и публичном характере представления достижений; - создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха". Поэтому, в нашем случае, наставничество есть сопровождение молодого специалиста с целью обеспечения личностно-ориентированного подхода в его профессиональном становлении, изучение проблем адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении, а также оказание методической и психологической помощи молодому специалисту при решении проблем,
возникающих в процессе деятельности. Обеспечить постепенное вовлечение молодого преподавателя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога. Задачи: 1. Выявить проблемы адаптации молодого специалиста и создать условия для профессиональной адаптации в коллективе. 2. Помочь преподавателю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс. 3. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике. 4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре ( под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ОУ. 5. В профессиональной деятельности использовать принцип профессиональной значимости образования (согласно этому принципу осуществляется целенаправленный отбор материала учебной дисциплины так, чтобы из всей совокупности знаний по дисциплине в нем были представлены и усиленны те его учебные элементы, которые, будучи специфичны для приобретаемой обучающимися профессии, не наносят тем не менее ущерба логике построения учебной дисциплины и достижению общеобразовательных стандартов, тем самым существенно усиливая стандарты по профессиональной подготовке). Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании всех возможностей и ресурсов (методических, информационных,
технических, материальных) образовательного учреждения для становления молодого специалиста как профессионала и творческой личности, а в дальнейшем - педагога–мастера. Система работы с молодым специалистом способствует реализации программы развития ОУ, предлагающей создание комфортной образовательной среды, в которой каждый молодой преподаватель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.
Объектом
педагогического сопровождения молодого специалиста является система методической работы с начинающими преподавателями.
Предметом
: молодые специалисты, работающие в ОУ от года до пяти лет. Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе. Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков других учителей, анализ их уроков позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности. Открытые уроки учителей-стажистов – кладезь педагогического мастерства. Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.
Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы.
Планируемые результаты работы:
- подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося преподавателя, ощутившего свое призвание и желание работать в образовательном учреждении; - воспитание - творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала; - совершенствование инновационной системы методической работы учреждения; - повышение качества образовательной деятельности в ОУ. Всю работу наставника можно разделить на три основных этапа: I этап – адаптационно-диагностический; II этап – коррекционно-развивающий; III этап – аналитический.

Приложение 1

Диагностические методики, применяемые на различных этапах работы наставника с начинающим

специалистом

Адаптационно – диагностический этап

Наименование

показателя

Сро

ки

Уровни

Диагностика

Содержание диагностики
Самоанализ затруднений в деятельности педагога Ноябрь Высокая степень затруднения Анкета «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (Приложение 3)  Планирование,  Организация педагогического взаимодействия и осуществление конкретных действий,  Анализ педагогической деятельности Средняя степень затруднения Незначительная степень затруднения Нет затруднений Уровень педагогического сотрудничества Ноябрь Высокий уровень педагогического сотрудничества Анкета «Методика диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения» (Приложение 3)  Особенности взаимодействия педагога с ученическим коллективом (доброжелательность, справедливость, эмоциональность, умение находить компромисс) Средний уровень педагогического сотрудничества Низкий уровень педагогического
сотрудничества Сформированность педагогической деятельности Ноябрь Высокий уровень педагогического сотрудничества Анкета «Самооценка педагогом уровня сформированности педагогической деятельности» (Приложение 3)  Разработка учебной программной документации,  Планирование учебной и внеучебной работы,  Контроль качества результатов обучения,  Владение различными формами и методами обучения,  Использование результатов педагогической науки и передового педагогического опыта Средний уровень педагогического сотрудничества Низкий уровень педагогического сотрудничества Индивидуальный план начинающего специалиста Декабрь Высокая степень самостоятельности Субъективная оценка составленного плана  Индивидуальный план начинающего специалиста Средняя степень самостоятельности Низкая степень самостоятельности Результаты контрольно – аналитической деятельности Результаты профессиональной деятельности на высоком уровне - анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий;  Анализы уроков, внеклассных мероприятий;

Коррекционно – развивающий этап
Январь – июнь - январь - результаты контрольных срезов; - результаты директорских контрольных работ; - анкетирование начинающего специалиста по комфортности его пребывания в ОУ  Анализ результатов контрольных срезов;  Анализ результатов директорских контрольных работ;  Анализ результатов анкетирования начинающего специалиста по комфортности его пребывания в ОУ( анкета включает в себя ряд вопросов, связанных с эффективным общением с коллегами и администрацией, с оптимальным Результаты профессиональной деятельности на среднем уровне Результаты профессиональной деятельности на низком уровне
Аналитический этап
Резюме наставника о выполнении индивидуального плана начинающего специалиста Январь Результаты профессиональной деятельности на высоком уровне - результаты контрольно – аналитической деятельности; - результаты анкетирования с общей оценкой успехов и затруднений начинающего специалиста  Резюме наставника о выполнении индивидуального плана начинающего специалиста (с приложением результатов диагностических методик с общей оценкой успехов и затруднений начинающего специалиста) Результаты профессиональной деятельности на среднем уровне Результаты профессиональной деятельности на низком уровне
Самоанализ затруднений в педагогической деятельности, определение уровня педагогического сотрудничества и сформированности педагогической деятельности ( повторное анкетирование ) Высокий уровень сформированности профессиональной деятельности Анкеты: -«Самоанализ затруднений в деятельности педагога»; -«Методика диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения» -«Самооценка педагогом уровня сформированности педагогической деятельности»  Планирование,  Организация педагогического взаимодействия и осуществление конкретных действий,  Анализ педагогической деятельности  Особенности взаимодействия педагога с ученическим коллективом (доброжелательность, справедливость, эмоциональность, умение находить компромисс);  Разработка учебной программной документации;  Планирование учебной и внеучебной работы;  Контроль качества результатов обучения;  Владение различными формами и методами обучения:  Использование результатов педагогической науки и передового педагогического опыта Средний уровень сформированности профессиональной деятельности Низкий уровень сформированности профессиональной деятельности
Резюме начинающего специалиста о деятельности педагога - наставника Июнь Высокий уровень сопровождения начинающего специалиста - субъективная оценка в форме отзыва начинающего специалиста  Отзывы о совместно разработанных и проведенных мероприятиях Средний уровень сопровождения начинающего специалиста Низкий уровень сопровождения начинающего специалиста Выводы, пожелания и рекомендации методической службы Июнь Высокий уровень сформированности профессиональной деятельности -аттестация начинающего специалиста; - участие начинающего специалиста в педагогических мероприятиях на уровне школы, города, области  результаты работы аттестационной комиссии;  результаты участия (наличие методических разработок, статей, участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах) Средний уровень сформированности профессиональной деятельности Низкий уровень сформированности профессиональной деятельности
В чем же состоит система работы педагога - наставника в нашем учебном заведении? После абсолютной свободы в течение двух месяцев начинающий специалист закрепляется за педагогом-наставником. На начальном этапе начинающий специалист проходит входную диагностику, которая раскрывает индивидуальный уровень подготовки к профессиональной деятельности. Результаты анкетирования являются основой для совместной разработки индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста (обсуждаются с наставником, и определяется круг вопросов теоретического и методического плана, которые необходимо внести в план работы педагога). В сентябре наставником проведён инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов, факультативных и кружковых занятий. После детального изучения содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет тему самообразования, и здесь ему помогает учитель-наставник. Рассмотрим пример индивидуальной цветограммы, составленной по результатам анкеты «Самоанализ затруднений деятельности педагога», начинающего специалиста Бочкарёва А.В. и принцип составления индивидуального плана на основе полученных результатов диагностики. № 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1. 1.Проек тирован ие и планир ование 2. 2.Теоре тически е знания 3. 3.Орган изация оптима льного
взаимо действи я 4. 4. Анализ педагог ической деятель ности По результатам цветограммы можно сделать следующие выводы: Педагог оценивает свои возможности в проектировании и планировании педагогической деятельности как достаточные, нуждается в консультации по вопросам формулирования целей и задач своей деятельности, корректировке учебных программ. Соответственно, в индивидуальном плане предусмотрено занятие – тренинг на формулирование целей и задач педагогической деятельности. Теоретические знания педагога указаны им как достаточные, однако имеются затруднения в применении современных педагогических технологий, следовательно, педагог-наставник проводит мастер-класс по применению педагогических технологий. Организация педагогического взаимодействия на занятиях не вызывает затруднений, за исключением функций классного руководства. В план включается совместная с педагогом-наставником разработка внеклассных мероприятий и родительского собрания. Анализ педагогической деятельности не вызывает больших затруднений. Нуждается в консультации по вопросам анализа качества педагогического проекта, урока, внеклассного мероприятия, системы работы в целом – поправка вносится в план. Далее, на следующем этапе, начинающему специалисту предстоит реализовать в практической деятельности мероприятия индивидуального плана, такие, как:
 Кружок (Молчаливое рисование) (Приложение 4)  Открытое внеклассное мероприятие («Мульт-путешествие») (Приложение5)  Тематический классный час. («Учимся общаться») (Приложение 6) После каждого из проведённых мероприятий, на основе анализа и самоанализа, осуществляется корректировка плана, для дальнейшего развития педагога как педагога-мастера. Следует отметить, что служба педагогов-наставников существует в представленном виде с 2007 года , работа с данным начинающим специалистом осуществляется с 2014 – 2015 учебного года, поэтому ожидаемые результаты будут получены в конце 2016 года. Однако, промежуточные результаты деятельности Бочкарёвой А.В. в нашем ОУ таковы:  Городской конкурс детских рисунков и фотографий «С улыбкой по жизни» (участие)  Школьная ежегодная научно-практическая конференция «Творчество в школе – основа будущего» в номинации «Умники и умницы» (победитель)  Методическое объединение учителей начальных классов, доклад по теме: « Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС».  Участие – открытый урок в рамках традиционного взаимопосещения уроков.