"АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Автор: Балякина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Алексеевский детский сад №6 "Пчелка"
Населённый пункт: республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 04.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Балякина Татьяна Владимировна, Воспитатель МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» республики Татарстан Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста не является новшеством, но до сих пор остается актуальной. Это обусловлено тем, что сегодня доля умст венного труда почти во всех профессиях возрастает, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины. Таким образом, становиться очевидным, признание творческих способностей человека самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Решение этой задачи должно начаться уже в дошкольном детстве. Одним из эффективных средств, направленных на развитие творческих способностей дошкольников в ДОО является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Формирование целей статьи (постановка задания). Данная статья направлена на раскрытие теоретических аспектов развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами аппликации; изучение технологии развития детского творчества в условиях ДОО; и выявление роли аппликации в развитии творческих способностей дошкольников. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В психологии существует гипотеза, что развивать творческие способности нужно с са мого раннего возраста [1]. Б.П. Никитин считал, если соответствующие способности не развиваются, не функ ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможности к развитию – необратимый процесс, которому он дал название НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) [2]. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. А их совершенствование наблюдается при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения [3]. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сегодня образовательный процесс все еще имеет ряд проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов креативного становления личности. В связи с этим встает потребность обучения педагогического коллектива технологиям осуществления творческого становления дошкольников [4]. В статье Р.А.Фахрутдиновой «Развитие категории «педагогическая технология» в отечественной педагогике», по одному из определений технология – это определенный перечень действий, которые обязательно приведут к желаемой цели [5]. Динамичным средством развития творческих способностей дошкольников является аппликация. Аппликация – это создание изображений и рисунков с помощью наложения и приклеивания различных материалов на основу [6]. Использование разнообразных нетрадиционных техник в аппликативной деятельности развивает творческий потенциал дошкольников [7]. Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Задача развития творческих способностей ложится на плечи педагогов ДОО. Воспитателям, работая в этом направлении, прежде всего, необходимо изучить технологию развития детского творчества. Ключевыми моментами данной технологии являются условия, факторы, этапы и принципы развития творческих способностей дошкольников. Наиболее эффективным средством развития творческих способностей дошкольников является аппликация. Особый интерес представляет освоение детьми аппликативной деятельности с использованием различных материалов, так как работа с разнообразными материалами – это «кладовая» для развития творчества, воображения, фантазии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 2. Никитин Б. Развивающие игры. – М.:3нание, 1994. 3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1998. – 352 с. 4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. К73 Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя). 5. Фахрутдинова Р.А., Образование и саморазвитие, 2012, №5 (33), с.202-207 6. Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М. Вышивание: Гладь. Ришелье. Аппликация. – М.: Этерна, 2005. – 192 с.: ил. – (Красота в твоих руках) 7. Забавная аппликация в помощь родителям и воспитателям /Юлиана Козлова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 109 с.: (Школа развития).