"Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе"

Автор: Еремеева Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Интегрированное занятие по речевому развитию на тему "Посуда" в старшей группе.
Тема: "Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированное занятие по речевому развитию на тему "Посуда" в старшей

группе.
"Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе" Программное содержание: Учить детей определять целевое назначение посуды. Учить детей образовывать прилагательные от существительных суффиксальным способом. Учить детей дифференцировать звук "с" в словах. Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда". Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной. Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда. Закреплять произношение звука "с" в словах. Развивать тактильные ощущения детей. Развивать психические процессы: мышление, воображение. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать бережное отношение к посуде. Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы: К.И Чуковский. Муха-Цокотуха. Федорено горе. А.П.Гайдар. Голубая чашка. С.Прокофьев. Сказка о ложке, ноже и вилке. Братья Гримм. Горшочек каши. Русская народная сказка "Лиса и журавль" Оборудование: Посуда кухонная, чайная, столовая Чайный и столовый сервиз Мешочки с продуктами. Ход занятия: Дети входят в зал. Федора ходит по залу, ищет свою посуду. Увидев детей, удивленно спрашивает: - Дети, вы откуда? Дети: Мы из детского сада. Федора: А я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы она воротилась домой? Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать. Федора: Ребятки, а вы мне не поможете её найти, и домой воротить? Дети: С удовольствием. Дети и Федора идут искать посуду. Федора (радостно): Ой, вот она моя посуда. Федора: Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Спасибо, вам, ребятки, что помогли мне. А теперь ко мне в избу заходите, на лавочку садитесь. Может быть, вы мне что-нибудь про посуду расскажите? Дети: Расскажем. Федора: Скажите, вы знаете, какой посудой пользуются, когда есть готовят? Дети: Кастрюлей, сковородой, скалкой, толкушкой, противнем, ножом, разделочной доской, чайником, половником и т.д.
Федора: Много посуды знаете. А вот у меня ещё дуршлаг есть. Посмотрите. Он нужен, чтобы в нём овощи и фрукты мыть, в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется? Дети: Дуршлаг. Федора: Повтори Таня, Аня. А как можно сказать про посуду, которой на кухне пользуются, какая она? Дети: Кухонная. Федора: Как будет называться посуда, из которой едят? Дети: Обеденная. Федора: Правильно. Может быть, вы и её мне назовёте? Дети: Мелкая и глубокая тарелки, вилка, ложка. Стакан, бокал, салатница, селёдочница и т.д. Федора: Ай - да, молодцы! А вот какой посудой пользуются, когда чай пьют? Дети: чашкой, блюдцем, конфетницей, самоваром, чайником, заварником, чайной ложкой и т.д. Федора: И это вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда? Дети: Чайная. Федора: Знаете, ещё слово такое интересное есть. Только я его забыла, ну это когда есть набор чайной или столовой посуды. Ой, вспомнила. Это сервиз называется. Вот посмотрите, у меня то же сервиз есть. Что это у меня? (показывает сервиз и спрашивает у детей). Как сказать про набор чайной посуды, - какой это сервиз Дети: Это чайный сервиз Федора: А про эту посуду как можно сказать (показывает столовый сервиз) Дети: Это столовый сервиз. Федора: Ну и умники. Может быть, вы знаете, из чего посуду делают? Дети: Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла. Федора: Вот мы сейчас и проверим, как вы это знаете (показывает на посуду и спрашивает: "Из чего сделана эта посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? Деревянная. И т.д.). Ну, порадовали бабушку. За это я хочу с вами поиграть. Становитесь все в кружок. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если в них вы услышите звук "с", то хлопайте в ладоши. Какой звук должен быть в слове? Дети: Звук "с" Федора: салатница, нож, супница, вилка, сковорода и т.д. / В ходе игры необходимо уточнять у детей, почему они хлопают в ладоши, и почему нет/. Ох, порадовали вы меня. Ну, отдохните, на лавочку мою садитесь. Люблю я посуду, а ещё я мешочки люблю. В них продукты разные храню. Хотите узнать какие? Дети: Да, хотим. Федора: Тогда попробуйте несмотря в мешочек определить, что в нём. Дети: В этом мешочке соль, (макароны, рис, лук, крахмал, мука, горох, фасоль) /Если ребёнок затрудняется, то это предлагается сделать другому ребёнку/. Федора: А у меня ещё мешочки есть. В них я сахар, салат, хлеб храню. Правильно я делаю? Дети: Нет. Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, суп наливают в супницу, салат кладут в салатницу, перец в перечницу, конфеты в конфетницу, сухари в сухарницу. Федора: Может и соль не в мешочке надо хранить? Дети: В солонке. Федора: А сахар тогда куда насыпать? Дети: В сахарницу. Федора: Ой, спасибо научили, теперь я всё правильно делать буду. Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь? Дети: Поможем.
Федора: Вот у меня сундучок, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка) Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - Муха Цокотуха, горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух, вилку, нож и ложку - девочка Наташа из сказки "О ложке, ноже и вилке". Федора: Ох, спасибо. Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил. Чем же мне вас отблагодарить то? Ой, вспомнила, ещё с осени у меня грибы сушёные остались. Сейчас я вам их сварю. Вот и мой чугунок. А печка у меня не простая, а волшебная. А пока, девчушки - веселушки, не спеть ли нам частушки. А вы мальчишки не зевайте, дружно в ложки ударяйте. Федора и дети исполняют частушки про посуду. Федора: Ну и порадовали вы меня. Спасибо. Ой, наверное, и грибы уже поспели (достаёт чугунок). Как жаль, что нам пора прощаться. А в память обо мне я дарю вам свой чугунок с грибами (в чугунке печенье "грибочки") Дети: Спасибо Федора: До свидания. До скорой встречи Дети: До свидания.