"Индивидуальный подход при формировании детского коллектива в рамках ФГОС"

Автор: Бабаян Маргарита Эдуардовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1947 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Индивидуальный подход при формировании детского коллектива в рамках ФГОС"
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для педагогов:

«Индивидуальный подход при формировании детского коллектива в

рамках ФГОС»
Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнить себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своим товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными. При формировании детского коллектива, особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу нужно выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе. В результате целенаправленных наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу. Первая группа – это дети с положительными проявлениями - отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Ее можно определить как «актив», на который педагог может опереться в целях развития дружеских коллективных связей воспитанников и укрепления положительных сторон коллектива в целом. Другая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы. Третья группа – дети, которые держаться замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе следует отнести и тех ребят, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особого внимания и помощи.
Бывают так же дети, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и «выпятить» свои личные достоинства. Конечно, общие черты, которые служат критерием распределения детей на группы, не исчерпывают характеристику каждого ребенка, ведь, у каждого их них есть свои индивидуальные проявления. Например, наряду с положительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления. Для работы с каждой из групп воспитатель намечает определенные задачи. Робких, застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу. При этом педагог опирается на «актив», одновременно он заботится о повышении уровня нравственной воспитанности членов самого «актива», обращая внимание на положительные проявления отдельных детей. Ребятам второй группы педагог помогает влиться в «актив». Как правило немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, педагог, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь его к коллективу. В решении указанных задач велика роль индивидуального подхода. При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы это не было в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Индивидуальные беседы, занятия, рассмотрения картин и иллюстраций к книгам, дидактические игры удобнее всего проводить в утренние часы сбора, во время прогулок или в вечерние часы. В течении дня педагог должен найти возможность для общения с каждым ребенком. Правда, «удельный вес» этого общения может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем остро нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, проблемы в занятиях.