"Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру".

Автор: Алексеева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 23
Населённый пункт: г.ТВЕРЬ
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру".
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


П

РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ»

Выполнила: Алексеева Елена Николаевна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №23»


К.Д. Ушинский видел в игре серьезное

занятие, в котором он усваивает и

преобразует действительность: "Для дитяти

игра - действительность, и действительность

гораздо более интересная, чем та, которая его

окружает. Интереснее она для ее ребенка

именно потому, что понятнее она ему, потому,

что отчасти есть его собственное создание…



В действительной жизни дитя, существо, не

имеющее никакой самостоятельности.

В игре… дитя уже зреющий

человек, пробует свои силы и самостоятельно

распоряжается

своими же созданиями".


Введение

Огромную роль в умственном воспитании и

развитии интеллекта играет математика.

В математике заложены огромные возможности

для развития мышления младших школьников, в

процессе их обучения с самого раннего возраста.

Народная мудрость создала дидактическую игру,

которая является для младшего школьника

наиболее подходящей формой обучения.


Обучение математике детей старшего

дошкольного возраста немыслимо без

использования дидактических занимательных

игр. При этом роль несложного занимательного

математического материала определяется с

учетом возрастных особенностей детей и задач

всестороннего развития и воспитания.

Дидактическая игра - это целенаправленная

творческая деятельность, в процессе которой

обучаемые глубже и ярче постигают явления

окружающей действительности и познают мир.


Классификация дидактических игр.

По характеру познавательной деятельности

дидактические игры можно отнести к следующим

группам:

Игры, требующие от детей исполнительной

деятельности.

С помощью этих игр дети выполняют действия по

образцу.

Игры, требующие воспроизведения действия. Они

направлены на формирование вычислительных

навыков и навыков правописания

Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и

задачи в другие, логически связанные с ним.

Игры, включающие элементы поиска и творчества.
С помощью этих игр дети

Дидактическая игра имеет определенную структуру

.

Структура
– это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры: дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат подведения итогов.

Дидактические игры в старшем

дошкольном возрасте по формированию

математических представлений условно

делятся на следующие группы:

Игры с числами и цифрами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве.

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление


Дидактические игры по математике:

Игры с числами и цифрами.

Обучение детей счету. Используя сказочный сюжет детей знакомят с

образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных

и неравных групп предметов.

Играя в такие дидактические игры

как "Какой цифры не стало?",

"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку",

«Убираем цифры", "Назови соседей", дети

Учатся свободно оперировать числами в

Пределах 10 и сопровождать словами свои

действия.


Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как

тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто

первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие

используются на занятиях в свободное время, с целью

развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка

следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и

обратном счете. Такое разнообразие дидактических игр,

упражнений, используемых на занятиях и в свободное время,

помогает детям усвоить программный материал.




Игры путешествие во времени

Служит для знакомства детей с днями недели. В игре объясняется,

что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается

о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по

счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник-

второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день,

пятница – пятый. Дети с удовольствием играют в игру "Живая

неделя."

Затем игра усложняется. В дальнейшем, можно использовать

следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови

пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев",

которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и

название месяцев, их последовательность.



Игры на ориентирование в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются

и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей

педагога является научить детей ориентироваться в специально

созданных пространственных ситуациях и определять свое место по

заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений

дети овладевают умением определять словом положение того или

иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр,

упражнений, способствующих развитию пространственного

ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой

узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по

комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети

учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.



Игры с геометрическими фигурами

Дидактическая игра "Геометрическая мозаика».

Составление изображения предмета из геометрических

фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в

платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)



Игры на развитие логического мышления.

"Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?",

"Мельница", и другие. Они направлены на тренировку

мышления при выполнении действий.

Задания на нахождение пропущенной фигуры,

продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел.

Знакомство с такими играми начинается с элементарных

заданий на логическое мышление – цепочки

закономерностей. В таких упражнениях идет чередование

предметов или геометрических фигур. Детям

предлагается продолжить ряд или найти пропущенный

элемент.



При выборе игры следует соблюдать

необходимые условия

игра не должна быть скучной и надоедливой

игра должна соответствовать цели урока

инструкции должны быть четкими

игра должна быть развивающей

игра не должна слишком возбуждать детей, так

как последующее объяснение не будет воспринято

должным образом

характер деятельности всех детей должен быть

продуман до мелочей

в конце игры должен быть подведен итог;

необходимо обеспечить детей оборудованием для

проведения игры


Дидактические игры могут решать разные

учебные задачи

Одни игры помогают формировать

и отрабатывать у учащихся навыки

контроля и самоконтроля.

Другие, построенные на материале

различной степени трудности,

дают возможность осуществлять

дифференцированный подход к обучению

детей с разным уровнем знаний


Использование различных дидактических игр

по математике способствует:

Дети лучше усваивают программный материал,

правильно выполняют сложные задания.

Повышается эффективность педагогического

процесса

Развивается память и мышление у детей, оказывая

огромное влияние на умственное развитие ребенка.


Заключение.

Основное значение дидактических игр – это

обеспечивать упражняемость детей в различении,

выделении, назывании множеств предметов, чисел,

геометрических фигур, направлений и т.д.

В дидактических играх есть возможность формировать

новые знания, знакомить детей со способами действий.

Каждая из игр решает конкретную задачу

совершенствования математических представлений

детей.

Целенаправленное развитие элементарных

математических представлений должно осуществляться

на протяжении всего дошкольного периода.


СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!