"Храмы-памятники Санкт-Петербурга в честь воинских побед России"

Автор: Сафронова Анастасия Ивановна
Должность: учитель орксэ
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 207 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Храмы-памятники Санкт-Петербурга в честь воинских побед России"
Дата публикации: 07.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Храмы-памятники Санкт-Петербурга в честь воинских побед России
История русского народа тесно связана с русской православной церковью и неотделима от нее. Русская православная церковь и вера сыграли решающую роль в единении русского народа и создании государства Российского. Русское воинство выступало в битвах под хоругвями с изображениями Господа Бога нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы; воинов на поле боя сопровождали чтимые иконы. Каменные храмы и монастыри чисто физически служили надежной защитой от врагов, а позднее стали, возводится в память о грозных событиях войн и походов. Увековечивалась память не столько о людях, пусть даже показавших чудеса храбрости на поле сражения, сколько о знаках Божьей милости, явленных в даровании победы. Поэтому в Древней Руси фактически единственным способом запечатления памяти о победе было строительство храмов или часовен. Они обычно освящались в честь церковного праздника, в день которого совершилась та или иная решающая битва, или в честь святого, которому особенно усердно молились и чьей помощи приписывали победу. В нашей статье мы расскажем о храмах- памятниках Санкт-Петербурга, которые закладывали и строили в честь побед русского оружия.
Сампсониевский собор:
27 июня 1709 года русскими войсками под руководством Петра I под Полтавой была разбита шведская армия. В связи с этим событием императором было принято решение о строительстве в столице нового храма. Так как 27 июня по церковному календарю является днём поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, новый храм было решено назвать его именем. Первое деревянное здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией. В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт- Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Д. А. Трезини, Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост,
фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены "враги Бирона" А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. В 1713 году рядом с деревянной церковью была открыта богадельня для странствующих, нищих и сирот. С течением времени деревянный храм ветшал, а количество прихожан увеличилось. В 1728 году рядом со старым зданием началось строительство нового каменного здания собора. Его авторами стали архитекторы Дж. Трезини и М. Г. Земцов, строительство велось на средства купца Н. А. Лапшина и частные пожертвования. К 1733 году была построена западная часть здания, после чего возведение храма было приостановлено. Возобновлено оно было после возвращения Санкт-Петербургу статуса столицы императрицей Анной Иоанновной. В 1737-1739 годах русскими мастерами был создан уникальный деревянный иконостас высотой 11 метров. Освящение завершённого здания состоялось 19 августа 1740 года. Одновременно со зданием храма была построена колокольня. Первоначально собор имел один купол. В 1761 году к нему добавили ещё 4 малых, таким образом он получил традиционное русское пятиглавие. Сампсониевский собор является уникальным архитектурным памятником "Аннинского барокко", одним из немногих сохранившихся строений первой половины XVIII века в Санкт-Петербурге. По указу Екатерины II над могилой Волынского, Хрущова и Еропкина была установлена памятная плита. В 1885 году архитектором Михаилом Щуруповым и скульптором Александром Опекушиным на народные деньги был создан установленный над могилой памятник. В 1909 году отмечалось 200-летие победы под Полтавой. Этой дате было посвящено открытие у Сампсониевского собора памятника Петру I работы скульптора М. Антокольского. К торжествам была выполнена реставрация здания собора. По проекту А. П. Аплаксина и Н. Е. Лансере были построены часовня (на месте первой деревянной церкви), сторожка и двухэтажный "Юбилейный дом" с библиотекой и квартирами служащих церкви. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с обращением императора Петра I русским войнам.
Казанский собор:
Казанский кафедральный собор – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в
собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве. В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
Свято – Троицкая Александро - Невская лавра:
Первое упоминание в документах — июль 1710 года, когда Пётр I, осмотрев место близ Чёрной речки (нынешняя речка Монастырка), издал приказ строить здесь Александро-Невский монастырь. Это место считалось предполагаемым местом победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве. Существуют источники, что этот монастырь заложил сам царь Пётр. Официальная дата основания — день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713. Проект комплекса лавры был разработан в 1715 году архитектором Д. Трезини. В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726 году преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797 году, при Павле I, получившая статус Духовной Академии. 29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в
Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. 12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15 ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма; 3 июня 1989 года возвращены в Троицкий собор Лавры.
Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона:
Церковь святого Пантелеймона ведёт свою историю от часовни при Партикулярной верфи на Фонтанке. В 1722 году вместо часовни был построен деревянный храм. Его освящение состоялось 2 сентября 1722 года. Приказ об освящении храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона прислал лично Пётр I. Эту церковь император задумал как храм-памятник русскому флоту, в знак благодарности за две морские победы при Гангуте 27 июля 1714 года и при Гренгаме 27 июля 1720. Обе победы были одержаны в день Святого Пантелеймона, потому церковь так и назвали. Так же назвали и начинающуюся у церкви улицу - Пантелеймоновская (ныне улица Пестеля). В 1734 году рядом с деревянным был заложен новый каменный храм. Строился он до 1739 года по проекту Н. Шумахера. В проект Шумахера внёс достаточно много поправок архитектор И. К. Коробов, поэтому авторство приписывается и ему. Новый храм освятили 27 июля 1739 года. Пантелеймоновская церковь - одна из немногих сохранившихся построек в стиле аннинского барокко. Церковь святого Пантелеймона посещал Александр Сергеевич Пушкин, живший некоторое время на Пантелеймоновской улице. В 1834-1835 годах церковь частично перестроил архитектор В. И. Беретти. Были внесены изменения во внутреннее убранство, появились новые пристройки к основному зданию. На фасаде скульптор А. В. Логановский выполнил мраморные барельефы. В 1910-1912 годах во дворе был построен церковный флигель. В начале ХХ века на фасаде церкви появились две мемориальные доски со списком воинских частей участвовавших в сражении при Гангуте. Позже появилась и надпись на фасаде соседнего здания, рассказывающая об обороне полуострова Ханко (бывший Гангут) во время Великой Отечественной войны.
Никольский Морской собор:
Никольский Морской собор в Санкт- Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во
имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо- Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году. Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство в июле 1753 года. Чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Ее построили в 1758 году, раньше церкви. Архитектор предвидел продление канала, и в 1780-ые годы колокольня оказалась стоящей на берегу. Чевакинский был учеником Ф. Растрелли и нереализованный план учителя отразился на архитектуре колокольни, пусть и в меньшем масштабе. (Растрелли мечтал построить пятиярусную колокольню высотой 140 метров). Николо-Богоявленский собор освящали два раза. В 1760 году освятили нижнюю церковь во имя Святителя Николая, а позже — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова. По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие. Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме. Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С.И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III». Храм стал местом поминовения моряков, погибших в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов. В их память здесь установлены мемориальные доски. В 1989 году в Николо-Богоявленском храме была установлена памятная доска в честь погибшего экипажа подводной лодки "Комсомолец". В 2000 году в храме установлены памятные доски с именами погибших моряков на подводной лодке «Курск». Здесь также можно видеть и памятные доски членам экипажей других погибших лодок.
Чесменская церковь:
Чесменская церковь во имя святого Иоанна Предтечи - памятник архитектуры в стиле псевдоготики ("ложной готики"). Построена в 1777 - 1780 годы, по проекту архитектора Ю.М. Фельтен в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 1770 года. Церковь является памятником архитектуры федерального значения. Идея строительства храма принадлежала императрице Екатерине II. По преданию именно на этом месте Екатерина II получила от курьера известие о победе в Чесменском бою. 6 июня 1777 года в присутствии
императрицы Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III состоялась торжественная закладка храма. Строительство Чесменской церкви было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Освящение храма состоялось 24 июня 1780 года. Сообщают, что на этом освящении, под именем "графа Фалькенштейна" вместе с Екатериной II присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. При входе в церковь установлена мраморная доска с надписью: "Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна". В 1968 году в здании церкви была открыта экспозиция "Чесменская победа" - филиал Центрального военно- морского музея. Мы рассмотрели храмы – памятники Санкт-Петербурга, воздвигнутые в честь побед русского оружия. Эти памятники являются неотъемлемой частью истории северной столицы и всей страны, многие из них широко известны. Разные по архитектуре, стилю, храмы – памятники имеют одно назначение – прославляют величие России, ее мощь. Нам нужно быть ответственными перед будущим поколением, бережно хранить то, что оставили наши предки, и научить его уважительному отношению к героическому прошлому нашей страны. Без памяти о прошлом не может быть будущего!